Теперь, когда прошло несколько дней и стихли первые крики восторга, а также возмущения, можно попробовать разобраться спокойно, почему авторитетное жюри, а оно было, без шуток, авторитетным и состояло из одних только режиссеров, предпочло прочим конкурсным фильмам аутсайдера, джокера в общей колоде — Павла Руминова с его драмой «Я буду рядом», которой в результате и достался гран-при.
Казалось бы, полюбившиеся зрителям картины «Рассказы» Михаила Сегала и «Кококо» Авдотьи Смирновой или более радикальные и более интересные для критиков «Конвой» Алексея Мизгирева и «Жить» Василия Сигарева уверенно шли к своей награде — и каждая что-то, да получила, но Руминов? Режиссер этот уже 10 лет на сцене, но после многообещающих короткометражек каждый его полный метр встречали все более кисло — будь то хоррор «Мертвые дочери», комедия «Обстоятельства» или наиболее интересный, но слишком экспериментальный, чтобы всерьез кого-то взволновать фильм «Два часа».
Что касается ленты «Я буду рядом», она и вовсе составлена из двух серий предполагаемого четырехсерийного телефильма, и от такого продукта сенсации не ждал никто. Сенсации и не случилось. Мария Шалаева, открытая в свое время фильмом «Русалка», играет просто превосходно — в роли матери-одиночки, которая умирает от внезапно диагностированного рака мозга и ищет приемных родителей для своего шестилетнего сына. Она безупречно органична, как и малолетний дебютант Рома Зинчук. Операторская работа ненавязчиво документальна, диалоги правдоподобны, сюжет знаменательно прямолинеен: настоящая драма, без зауми и чрезмерных амбиций, а также претензий, которыми именно Руминов до сих пор славился.
Только ли в том дело, что одаренного режиссера поощрили за более демократический язык? Думается, что ситуация интереснее. Все искания и эксперименты нового русского кино пока что вели в тупик: публика не смотрит, фестивальные призы никого не интересуют, авторы варятся в собственном соку, бульон все крепче, а толку чуть. Руминов первым последовал тем же путем, которым в своих сериалах уже идет Валерия Гай Германика: применил находки и язык авторского кинематографа к нормальной человеческой теме, построил хрупкий мост между непритязательной публикой и молодыми кинематографистами, отказался от концепций во имя эмоций. Выиграл он или нет в глобальном смысле, будет видно по дальнейшей судьбе фильма: «Я буду рядом» вряд ли станет прокатным хитом, но телевизионная судьба картины может сложиться удачно — и хочется в это верить. А выданный Руминову гран-при — аванс, причем не только для конкретного режиссера, но и для всех тех, кто сегодня занимается современным кинематографом и с переменным успехом ищет пути к сердцам зрителей.