В российский прокат выходит «Королевство полной луны» — фильм, всего месяц назад торжественно открывший 65-й Каннский кинофестиваль. Режиссер Уэс Андерсон перенес действие романтической трагикомедии в начало 1960-х. Главные герои фильма — двенадцатилетние дети: мальчик-сирота из лагеря бойскаутов и одинокая девочка из многодетной семьи. Влюбившись друг в друга, они решают бежать. Среди взрослых, которые отправляются на их поиски, и Эдвард Нортон — после ролей скинхеда, супергероя и лидера бойцовского клуба один из самых одаренных артистов своего поколения. Он сыграл вожатого из лагеря скаутов — человека чувствительного и добросердечного. Накануне российской премьеры фильма с Нортоном побеседовал обозреватель «Пятницы».
— Всякое бывало в вашей карьере, но таких костюмов вы никогда не носили. Какие шорты! Отлично сидят.
— Спасибо, конечно, но это шорты такие, а не я: длина у них идеальная, и на поясе затянуты ровно там, где требуется. Да и вообще униформа старшего бойскаута — прелесть что такое. Мой герой ведь влюблен в нее, от ботинок до шляпы, не говоря о складном ноже. Эта униформа выражает важнейшие его качества, в ней — он весь. Так что достаточно было облачиться в костюм, и персонаж был готов! Спасибо Уэсу Андерсону.
— А за что еще ему спасибо?
— Да за все. Съемки в «Королевстве полной луны» были колоссальным удовольствием. Немалой частью удовольствия лично для меня стало наблюдение за творческим процессом Уэса. Он видит фильм заранее, планирует каждый кадр, каждую монтажную склейку — и, представьте, сам делает анимацию, демонстрируя актерам заранее, что и как им предстоит сыграть и что в этот момент будет снимать оператор. Никогда раньше такого не видел. Очень помогает! Вообще у многих режиссеров полным-полно прекрасных идей, но они не знают, как донести их до исполнителей. А Уэс знает и умеет это делать.
— Каково было сниматься в таком обширном ансамбле, взяв на себя далеко не главную роль? Не ревновали к детям?
— Поверьте, играть в ансамбле, не перетягивая внимание зрителя на себя, — самое большое удовольствие. Да и веселее так.
— Вам-то оно редко перепадает: вы актер главных ролей.
— Вы плохо меня знаете. Живи вы в Америке, были бы в курсе, сколько лет я отдал театру. Без моей театральной компании я чувствую себя никчемным, ей я посвятил немало лет жизни и всю душу. А театр — это всегда коллективное творчество, там каждая роль одинаково важна, главных и второстепенных нет.
— Зато, наверное, свободного времени на площадке было больше.
— Знаете, по-настоящему энергичные режиссеры тем и хороши, что спрессовывают время, умещая съемки в несколько очень насыщенных, как бы концентрированных дней. Впечатление от работы с Андерсоном напомнило мне о съемках у Спайка Ли в «25-м часе». Но там-то у меня роль была центральная, а тут — небольшая. И все равно была полная вовлеченность в творческий процесс.
— В чем специфика этого процесса, если речь идет об авторском, а не индустриальном кино?
— Когда у постановщика есть собственная эстетика, стиль, он отчетливо понимает, чего хочет добиться в каждом конкретном дубле, и это парадоксальным образом облегчает задачу. Скажем, Уэс и Спайк оба — фанатики репетиций и подготовительной работы. Голливудское кинопроизводство гораздо хаотичнее. Но при всей дисциплине они оба — отнюдь не диктаторы, с ними можно поговорить и в некоторых случаях даже их переубедить! Чего опять же в Голливуде не встретишь.
— А как вы с детьми справлялись?
— И приятно, и легко. Я даже удивился. Не знаю, где Уэс их откопал, но он собрал для меня отряд профессионалов. Бойскауты, одно слово. С ними проще, чем с коллегами-звездами. Не буду указывать пальцем, но знаменитые актеры всегда являются источником проблем. А дети — почти никогда.
— У вас самого был какой-то бойскаутский опыт?
— Ни разу. Я был неспортивным подростком, а мои одноклассники больше увлекались кокаином, чем разведением костров. Кто знает, существуют ли такие бойскауты, как в «Королевстве полной луны»? И существовали ли вообще? Ведь этот фильм — больше о мечте, чем о реальности. Многим ли доводилось убегать из дома с девчонкой, в которую они были влюблены? А герою Уэса это удалось, хотя ему всего двенадцать лет.
— То есть и 1960-е в фильме ненастоящие, выдуманные?
— Черт его знает. Я недостаточно стар… Кажется, начало 1960-х было еще эпохой невинности, до хиппи и Вьетнама. «Королевство полной луны» — про те самые времена. Но вы же не считаете, что кино — социологическое исследование, которое можно упрекать в фактографической неточности? Любой фильм — вне времени, когда бы ни происходило его действие согласно сценарию.
— В последние годы вы, кажется, реже снимаетесь, а сейчас после «Королевства полной луны» выйдет «Эволюция Борна». Вы где пропадали все это время?
— Вы меня в тупик ставите. Где я был? Ну уж не бездельничал. Снимался там-сям, на сцене играл. Я никогда не ставил себе таких абсурдных задач, чтобы непременно играть в фильмах с определенной регулярностью. Иногда надо взять несколько месяцев, выдохнуть, осмотреться по сторонам — и опять за работу. Потом, не соглашаться же на что попало! Вот последние несколько месяцев я писал сценарий сериала для HBO, а еще строил новое здание для моего театра в Нью-Йорке. Не до кино было: я три года на это потратил. И результат впечатляющий — ведь это первый театральный комплекс такого масштаба, построенный на Манхэттене со времен Линкольн-центра, а проектировал его сам Фрэнк Гери.
— А что за сериал?
— Мы с Брэдом Питтом его вместе собираемся продюсировать, он еще не готов. Об экспедиции Льюиса и Кларка от атлантического побережья до тихоокеанского. Для Америки — очень важное событие. Имейте в виду: сниматься я там не собираюсь. Только продюсирую и со сценарием помогаю.
— Вернемся к новому фильму. Вы знамениты ролями цельных и волевых героев. Насколько комфортно было вписываться в персонажа уязвимого и слабохарактерного?
— Я за свою жизнь немало переиграл — уверяю вас, мямли, рохли и тюфяки среди моих героев встречались нередко. Мое кредо элементарно: надо браться за роли, которые позволяют сохранять живой интерес к моему ремеслу. Какими бы ни были персонажи, они должны как-то меня затрагивать, волновать. И конечно, надо стараться, чтобы они были разными. Мой вожатый в «Королевстве полной луны» — милый, слабый; он мне нравится. Он забавный. Но в фильмах Уэса не надо играть комедию, чтобы быть смешным, напротив, надо сохранять максимальную серьезность и искренность. Именно это мне импонирует.
— А что скажете о своем персонаже в «Эволюции Борна»?
— Мне нельзя об этом рассказывать, сценарий — top secret, я даже специальный контракт подписывал. Персонаж у меня там, скажем так, двойственный, но там вообще нет «хороших» и «плохих». «Эволюция Борна» — немного другой проект, нежели три предыдущих фильма о спецагенте. Но мой персонаж почти и не встречается с главным героем на экране… Я согласился на этот фильм из любви к Тони Гилрою — его «Майкл Клейтон» мне очень понравился, я слежу за этим режиссером. Он лучше всех понимает, как работает корпоративная политика в современном мире, и мне хотелось с ним поработать.
— Чего вы ждете от профессиональной жизни и карьеры? Что поддерживает в вас интерес к актерской деятельности?
— Я научился не ждать ничего. Планируешь сняться в фильме в следующем году — а съемки перенесутся на четыре года. Главное — научиться терпению. Я ждал, и на моем творческом пути мне встретились такие люди, как Милош Форман, Дэвид Финчер и Спайк Ли. Чего можно желать после этого?
— Возможно, самому вновь заняться режиссурой?
— Да, работая с великими, я многому научился. А технологии на месте не стоят, и непрофессионалу сегодня гораздо проще сделать собственный фильм. Кое-что я уже снимал, но есть в запасе и другие планы. Пора над ними задуматься всерьез.