На снимκе, κотοрый вы видите рядοм с этοй заметκой, запечатлен момент κонцерта, состοявшегοся на днях в Большом зале Мосκовсκой κонсерватοрии: один из самых знаменитых маэстрο мира Геннадий Рождественский дирижирует студенческим орκестрοм вуза, а солирует молодοй пианист Яκов Кацнельсон.
Геннадий Николаевич при своем планетарном статусе всегда любил открывать публике новые имена и новые музыкальные горизонты. И когда в далекие 1960-е руководил Большим театром, и когда в течение многих лет возглавлял Большой симфонической оркестр телевидения и радио, и когда дирижировал оркестром министерства культуры. Без него наша публика вряд ли бы так хорошо знала творчество Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова, Софии Губайдулиной — ведущих отечественных композиторов-новаторов конца ХХ века.
Без него мы не имели бы полного представления о важнейших главах мировой музыки — чего стоит один только проведенный им цикл всех симфоний Брукнера. Или, допустим, его исполнения прокофьевских опер…
Нынешней весной в БЗК легендарный дирижер выступил прежде всего как профессор Московской консерватории, не только вставший за пульт сам, но и представивший публике двух своих учеников — Тимура Зангиева и Айрата Кашаева. Особенно впечатлил последний, чем-то напомнив тоже еще молодого, но уже всемирно знаменитого Владимира Юровского. Музыка звучала любопытнейшая и по сути классическая, но отнюдь не хрестоматийная на российских площадках — Вебер и Хиндемит. Да, имена привычные, но кто из читателей этой заметки слышал, допустим, увертюру одного из первых композиторов-романтиков к спектаклю-сказке «Турандот», где в чем-то наивно, а в чем-то поразительно смело и уж точно неотразимо обаятельно воссоздан китайский колорит — такой, каким он представлялся продвинутому европейскому музыканту 200 лет назад (дирижерский номер Зангиева)? А часто ли вы видите в программах партитуру Хиндемита «Симфонические метаморфозы тем Карла Марии фон Вебера» — блистательный фейерверк оркестровых красок и ритмов, где, в частности, с замечательным юмором и любовью обработана та самая «китайская» мелодия (дирижировал Кашаев)?
Сам же Геннадий Николаевич встал на подиум во время исполнения не менее увлекательного фортепианного концерта Хиндемита, или, как он называется у автора, Музыки для левой руки и оркестра. Строгий и одновременно заботливый жест дирижера на этом снимке — не случайность, а символ…
С сегодняшнего же дня, т.е. с 15 по 31 мая в БЗК пройдет абонемент, а по сути фестиваль Рождественского (при участии его супруги, пианистки Виктории Постниковой и сына, скрипача Александра Рождественского) «Туманный Альбион-2» из четырех концертов. Пиршество посвящено 20-летию Государственной академической симфонической капеллы России — в прошлом того самого оркестра министерства культуры СССР, которым руководил Геннадий Николаевич, а теперь управляет его ученик Валерий Полянский. Ну и дню рождения самого маэстро, который появился на свете в мае. В программе — английская классика ХХ века: Элгар, Воан-Уильямс, Уолтон и, конечно, великий из великих — Бенджамин Бриттен.