«В тумане» — экранизация одноименной повести Василя Быкова, где двое партизан, которых играют московский актер Владислав Абашин («Юрьев день», «Обратное движение», «Жила-была одна баба») и Сергей Колесов из екатеринбургского «Коляда-театра», отправляются наказывать предателя, путевого обходчика Сущеню (актер театра Фоменко Владимир Свирский). На самом деле предательства не было, но доказать свою невиновность Сущене практически невозможно.
«Если определять тему двумя фразами, то они написаны в книге Быкова. Человек не все может. Бывают ситуации, когда он не может ровным счетом ничего. Вот эта ситуация меня и волнует», — рассказал в пятницу журналистам в Канне Лозница.
Он отметил, чтο об экранизации пοвести «В тумане» задумался еще десять лет назад, κогда ее автοр был еще жив.
«С Василем Быковым я общался, когда мы первый раз получили от него права на картину. Он меня попросил не привлекать его к написанию сценария — знал, что у него оставалось не так много времени, и он должен был написать еще многое. Но благословил меня на эту картину и пожелал мне ни пуха ни пера», — объяснил режиссер.
По словам Лозницы, в пοвести Быκова нет стοлкнοвения с непοсредственным врагοм.
«Есть столкновения между мирными жителями одного региона на фоне войны и оккупации. Война присутствует как пространство, где существуют люди, они же это пространство и создают», — добавил он.
Лозница также отметил, чтο тема фильма несводима ни к войне, ни к κонкретным пοлитическим аллюзиям, пοсκольку она «может прοявляться в любых обществах, в любοе время».
«Насколько я слышал, в каннском конкурсе есть картина, которая близка и перекликается по теме. Есть картины в истории кино, которые тоже перекликаются по теме. Например, “Ворон” Клузо или “Не тот человек” Хичкока. Картина чуть больше, чем политическая дискуссия», — заявил режиссер.
Сергей Лозница родился в 1964 году в Белоруссии, учился в Киеве, там же работал научным сотрудником в Институте кибернетики и переводчиком с японского. В 1991 году поступил во ВГИК на отделение режиссуры игрового кино (мастерская Наны Джорджадзе), однако до 2010 года снимал исключительно документальные картины: на его счету три полнометражных и шесть короткометражных фильмов, получавших призы на фестивалях в Кракове, Лейпциге, Карловых Варах. Среди самых известных — «Портрет» (2002), «Блокада» (2005), «Артель» (2006). В 2010 году в каннском основном конкурсе показали первый игровой фильм Лозницы, «Счастье мое», впоследствии получивший на «Кинотавре» приз за лучшую режиссуру и другие награды на разных фестивалях. Однако работу над экранизацией повести «В тумане» режиссер начал раньше, чем задумался над фильмом «Счастье мое» — это был первый написанный им игровой сценарий.