Кинематографисты пишут Закон о кино

Собравшиеся обсудили проблемы отрасли и наметили основные моменты, на которые надо обратить внимание при принятии изменений в Федеральный Закон о кино. Дискуссией руководил Председатель комитета по культуре Госдумы России, режиссер Станислав Говорухин.

Присутствовали: первый заместитель председателя Госдумы России Александр Жуков, заместитель председателя Государственной думы России Людмила Швецова, член Совета Федерации от республики Тува, телепродюсер Алексей Пиманов, руководитель Департамента кинематографии Минкультуры РФ Вячеслав Тельнов, исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, генеральный директор «Киностудии имени М. Горького» Сергей Зернов, председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Дмитрий Месхиев, председатель совета директоров киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин.
А также режиссеры Вадим Абдрашитов, Владимир Бортко, Владимир Хотиненко, Андрей Смирнов, Андрей Прошкин, Алла Сурикова, Лариса Садилова, Геннадий Полока, Виталий Манский и продюсеры Леонид Верещагин, Ренат Давлетьяров, Михаил Зильберман, Виталий Сидоренко, Андрей Герасимов, Александр Акопов, Наталья Мокрицкая, культорологи Кирилл Разлогов, Даниил Дондурей, социолог Олег Иванов («Movie Research).

Председатель комитета надеялся, что слушания посетят новый Министр культуры России Владимир Мединский или его заместитель Иван Демидов, но вместо них традиционную для всех кинособраний фразу Ленина произнес господин Жуков: “Кино по-прежнему остается для нас важнейшим из искусств, главная задача — определить, что государство должно делать для поддержки кинематографа”.
Станислав Говорухин сразу призвал присутствующих говорить меньше о текущих проблемах и сосредоточиться на законотворческой стороне вопроса. Но писать законы – не дело творческих людей. Выступающим проще было обозначать проблемные направления. Надеюсь, что, читая стенограмму слушаний, специалисты все-таки смогут облечь насущные вопросы в правильные параграфы, не нарушающие Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы.

Какая нужна поддержка?
Первым выступил режиссер Владимир Бортко. Он написал острый доклад о современном катастрофическом положении российского кино и проката. Но его предложение на законодательном уровне закрепить конкретную (а по возможности и нулевую) процентную ставку банковского кредита для кинопроекта вызвало у участников сомнение – вряд ли государство пойдет на столь радикальные меры.
Но ни у кого не вызывало сомнений в том, что российский кинематограф не выживет без господдерджки. Карен Шахназаров был пугающе конкретен: “Без государства российское кино исчезнет через два месяца”.
Но какой должна быть поддержка? Какого кино? – спросил Вадим Абдрашитов. Дебютного – ответил Владимир Хотиненко и попросил внести в новую редакцию Закона о кино особую строку о том, что государство будет ежегодно финансировать не меньше 30 дебютных фильмов.
Карен Георгиевич высказался за создание единого центра кинематографии и возвращение редакторов, которые бы работали с фильмами на этапе сценария. Но опять начинаются юридические коллизии. Фонд кино, пояснил господин Толстиков, не может обойтись без экспертов, так как оценивается и финансируется весь проект в целом, а редактура в данной ситуации – сфера продюсерских компаний.

И вновь о кинопрокате
Предложение создать единую государственную прокатную компанию, которая могла бы входить в кинотеатральный прокат пакетом картин – правильное. Если не вспоминать о грустном. В национальной киноотрасли в 2002 году была попытка создания подобной структуры — “Роскинопрокат” (руководитель Виктор Глухов). Создать – создали, только в эпоху частных кинотеатров с собственной кинополитикой и в отсутствии финансовой поддержки, благие намерения “Роскинопроката” быстро рухнули.
“В нашей стране сейчас 2760 экранов. Это в два раза меньше, чем во Франции и Германии. Строительство кинотеатров — это социальная функция, ее надо поддерживать на государственном уровне” — прокомментировал состояние в кинопрокате Сергей Толстиков и напомнил о проекте, призванном решить проблему нехватки кинозалов в России. Это Проект “КиноСити”, разработанный режиссером Федором Бондарчуком, основателем сети кинотеатров “Кронверк Синема” Эдуардом Пичугиным и продюсером Сергеем Сельяновым. Они получили от Внешэкономбанка кредит в размере 2,5 миллиарда рублей на финансирование этой инициативы.
И можно было порадоваться за новую кинотеатральную сеть, но тут ноту скепсиса внесло выступление председателя КиноСоюза, режиссера Андрея Прошкина: “Мы говорим о государственной кинотеатральной сети, забывая о том, что во всем мире меняются способы доставки кинопродукта. Меняется и весь бизнес. Кино теперь уходит в Интернет- пространство. Но вседозволенность, которая царит там, радикально ухудшает ситуацию в кино”.
Андрея Александровича поддержал владелец группы компаний “Амедиа”, телепродюсер Александр Акопов: “И новый Закон о кино не понадобился бы, если внести поправку в Гражданский Кодекс России. Речь идет о параграфе, в котором было бы прописана уголовная ответственность провайдеров за размещенный контент. Наша киноиндустрия обогатилась бы от 2 до 4 млрд. долларов. Следует и самим кинематографистам пересмотреть свою стратегию проката. В американском прокате основные суммы продюсеры зарабатывают уже не в традиционных кинотеатрах, а доставкой своего продукта зрителю домой. Это и платное ТВ, и Интернет, и DVD”.

Актуальные предложения
Автοрскοе право, Интернет-пиратство обязательнο дοлжны быть оформлены в нοвом Заκоне о кинο. Как и предложение Аллы Суриκовой о детсκом кинο, как и геопοлитическая реплиκа Ларисы Садиловой: “Если мы стрοим Евразийскοе прοстранство, тο будет ли онο отраженο в нοвом Заκоне?”. Этοт актуальный вопрοс пοдразумевает κонсультации разработчиκов в МИДе, в Таможеннοм союзе и так далее.
Потοму слушания завершились решением создать рабочую группу. Дмитрий Месхиев предложил в нее включить, прежде всегο, юристοв, депутатοв, а затем и прοдюсерοв с кинοпрοкатчиκами. Госпοдин Месхиев пοдчеркнул: “Нужна системная работа. Иначе наши внутренние прοтиворечия, наши желания отстаивать тοльκо личные интересы свοей прοфессии οκончательнο пοдрубят сук, на κотοрοм мы все сидим. Он уже во всю трещит”.
Среди предложенных базисных пунктοв (финансирοвание, прοкат, пиратство, прοдвижение рοссийсκогο кинο и PR, детскοе кинο, образование и наука) особый акцент Дмитрий Месхиев сделал на закреплении в Заκоне о кинο нοрмы создания кинοκомиссий: “Надο брать примеры с Германии, Франции, США, где эти структуры успешнο работают на местный кинοбизнес”.