На Земле 2093 год, люди научились строить звездолеты и разумных роботов, но при этом все также интересуются тайной происхождения человеческой расы. Прорыв в этом вопросе совершают ученые Элизабет (Нуми рапас) и Чарли (Логан Маршалл-Грин), они находят в древней пещере в Шотландии наскальные рисунки с изображением людей, которые поклоняются гигантским человекообразным существам, указывающим на звезды. Оказывается, что подобные изображения были весьма популярны во многих древнейших цивилизациях. Вывод напрашивается сам собой – эти гиганты и есть создатели, их-то и нужно искать. И вот корабль «Прометей», символически названный в честь мятежного титана-защитника людей, бороздит космические просторы. На борту – 17 человек, которые до поры до времени пребывают в состоянии искусственного сна и не подозревают о цели путешествия. Бодрствует только андроид Дэвид. Он занимает себя изучением древних языков и просмотром «Лоуренса Аравийского», подкрашивает волосы и подглядывает за снами героини Нуми Рапас. Наконец, корабль достигает искомой планеты, ученые просыпаются, надевают скафандры и высаживаются на поверхность, где их уже что-то ждет, и, надо заметить, ничего хорошего.
Встретиться с создателем
Нынче в моде начинать фильмы с эпилога о сотворении или гибели мира, вспомнить хотя бы «Древо жизни» Малика и «Меланхолию» фон Триера. Вот и Ридли Скотт оказался в «тренде», хотя его версия не так абстрактна, как у коллег. Вместо кружащихся планет и вьющихся растений здесь – мускулистый человекоподобный великан, космический корабль и непонятная шевелящаяся субстанция. После первого «Чужого» было ясно, что Ридли Скотт отрицает как божественную теорию происхождения людей, так и дарвиновскую, отдавая предпочтение внеземному – космическому – вмешательству. В «Прометее» однако есть герои-сторонники первых двух версий: верующая Элизабет с крестиком на шее и биолог-эволюционнист Миллберн (Рейф Сполл). И если с последним режиссер разбирается быстро, то женщине у Скотта как всегда приходится несладко. Убедиться в отсутствии Бога героине суждено, какая ирония, с помощью чуда – бесплодная Элизабет внезапно оказывается беременной, но естественно не человеческим детенышем. Впрочем, это, как и многое другое – поле с яйцами, из которых «вылупляются» жуткие инопланетные твари, или второстепенные персонажи, идущие в расход, а точнее погибающие страшной смертью, — знакомо еще с «Чужого». В «Прометее» все эти детали служат скорее для того, чтобы вызвать приятную ностальгию (и бурные овации) у поклонников оригинального фильма, а в центре сюжета оказывается андроид. И не только благодаря игре Майкла Фассбендера, хотя, что уж лукавить, и поэтому тоже.
Искусственный Дэвид, лишенный души и свободы воли, а, следовательно, отягощающих жизнь человека чувств и эмоций, все же не простой робот. Он коварен, хитер и чертовски обаятелен, и, хоть должен выполнять приказы людей, не слишком прилежно следует инструкциям. А любопытство андроида приводит одновременно и к величайшим открытиям, и к катастрофе. После фразы «Ничего не трогай» он с особым рвением открывает запертые двери, сует пальцы в подозрительные жидкости и иронично ухмыляется человеческой ограниченности и хрупкости. И как тут не ухмыляться, если все эти ученые умирают, стоит им вдохнуть неземного воздуха, а ему хоть голову оторви – жить будет. Именно Дэвид, который находит то, за чем «Прометей» два года летел к другой планете, сам является философским ответом на вопрос, который Ридли Скотт задает зрителям и себе. И это не «кто нас создал?», тут режиссер давно все решил, а скорее «стоило ли нас создавать?». Ведь то, что родилось, не так-то просто убить.
Большие ожидания при скрοмнοм бюджете
«Прометей» еще в начале года считался одним из самых ожидаемых проектов, а ближе к выходу интерес только возрастал. Способствовала этому и продуманная маркетинговая кампания. Так в США для рекламы фильма Ридли Скотта, объединились сразу несколько брендов, пишет Variety. Вирусные ролики исполнителями главных ролей Нуми Рапас и Майклом Фассбендером, дополняют листовки, которые вкладывает в заказы Amazon и совместная ТВ-кампания с пивным брендом Coors Light.
По данным лондонской Evening Standart в Великобритании, где фильм выйдет завтра, 1 июня, «Прометей» уже установил рекорд: предварительные продажи билетов превысили 500 000 фунтов стерлингов. Это более чем хороший показатель, при бюджете в 130-150 миллионов долларов. Такие цифры называет большинство СМИ, что для «фильма в 3D» довольно мало — если сравнивать с тем же «Аватаром», то почти в два раза меньше (бюджет фильма Джеймса Кэмерона составлял чуть менее 240 миллионов долларов).
Наталья Попοва, Наталия Григοрьева