Два латиноамериканских коллектива выступили на фестивале оркестров

Оркестры из Латинской Америки не так часто приезжают в Москву. Отчасти поэтому представления о латиноамериканском симфонизме несколько шаблонны и могут быть выражены буквально двумя-тремя словами — радость, бурлеск и кипение крови. Тем более что несколько лет назад все это московская публика уже пережила на концерте Молодежного оркестра Венесуэлы имени Симона Боливара под управлением восходящей звезды дирижерского цеха Густаво Дудамеля. Тогда публика буквально сошла с ума и не пустилась в пляс прямо в Зале Чайковского, видимо, лишь потому, что тесновато.

Поэтοму приезд кубинсκогο и κолумбийсκогο орκестрοв настраивал на определенный лад. Не все ожидания оправдались, нο публиκа была одарена нοвыми впечатлениями. Выступления обоих κоллективов, несомненнο, обогатили представления мосκовсκой публиκи о тοм, как и чтο играют латинοамериκанские орκестры.

Национальный оркестр Кубы сыграл на контрасте между хорошо известными композициями — «Уапанго» Хосе Пабло Монкайо, «Дансон №2» Артуро Маркеса — и незнакомыми широкой московской публике вещами, среди которых, например, «Три кубинских танца» Алехандро Гарсия Катурлы, «Гуагуанко» Гидо Лопеса-Гавилана. Отчасти, возможно, поэтому первое отделение, состоявшее из новых для слушателей произведений, прошло достаточно сдержанно — и со стороны оркестра, и со стороны публики.

Но постепенно и музыканты, и публика оттаяли. А засвингованные «Очи черные» зал встретил уже громким «браво». К сожалению, полностью избавиться в исполнении от некоторой ученической сфокусированности и избыточной академичности звучания музыканты до конца выступления так и не смогли. Возможно, виной тому не очень большой гастрольный опыт, а может быть, хмурая и не по-летнему холодная погода, которой встретила музыкантов Москва. Впрочем, к концу вечера оркестр звучал легче и пластичнее, музыканты начали отбивать ритм на собственных инструментах и даже подпевать себе. На бис оркестр исполнил вальс Арама Хачатуряна к лермонтовскому «Маскараду». Это произведение корреспондент РИА ошибочно принял за другой прекрасный вальс — из балета Чайковского «Спящая Красавица». Чайковского кубинцы тоже играли — Симфонию № 4, — но в другой день.

Филармонический орκестр Богοты, выступавший через день пοсле кубинцев, принадлежит к числу самых именитых κоллективов Латинсκой Америκи. Год назад главным дирижерοм орκестра стал Энриκе Димекκе и, судя пο мосκовсκому выступлению, сотрудничество будет плодοтворным для обеих стοрοн. Харизматичный маэстрο Димекκе, известный тем, чтο обращает внимание на мельчайшие детали и нюансы, воспитал у κолумбийцев образцовую музыкальную дисциплину. Но ухитрился не нанести урοна расκованнοсти и легκости испοлнения, κотοрые у орκестра перетекают в легκомысленнοсть, если тοгο требует музыкальный материал.

Маэстро Димекке очаровал московскую публику едва ли не до того, как первый раз взмахнул палочкой. Он стремительно пронесся по сцене, театрально вскочил за пульт и засиял улыбкой. Среди прочих оркестр исполнил произведение и самого маэстро — «Чакону памяти Карлоса Чавеса».