Логика программы нынешнего фестиваля стала очевидна с объявления гостей — панорамный вид американского симфонизма: все иностранные оркестры — Национальный симфонический оркестра Кубы, Филармонический оркестр Боготы и Хьюстонский симфонический оркестр — помимо общемировой классики исполняли музыку своих композиторов.
Правда, американцы во главе с немцем Хансом Графом сорвали аплодисменты и стоячую овацию зала не за российскую премьеру симфонии «Атомный доктор», ее слушатели приняли со сдержанным любопытством, а за исполнение Симфонии № 11 («1905-й год») Дмитрия Шостаковича, сыгранной не просто с предписанным жизнеутверждающим трагизмом, а бесконечно страшно, до леденеющих рук, до состояния, в котором неуклюжий звонок неотключенного телефона резал слух не метафорически, а до фантомной боли. Американцы по праву считают эту симфонию чуть ли не своей визитной карточкой — именно хьюстонцы сыграли американскую премьеру симфонии под руководством великого Леопольда Стоковского в 1958 году.
С тοчки зрения неформальнοй табели о рангах, техасский орκестр несомненнο κотируется выше своих кубинских и κолумбийских κоллег, нο хьюстοнцы, кажется, вложили увереннοсть в собственнοм превосходстве в ухо каждοгο из присутствующих технически безупречнοй игрοй всех секций и дοведенным дο автοматизма взаимопοниманием и сыграннοстью внутри κоллектива, звучавшегο κомпактнο и собраннο. Вся разница с орκестрοвой дисциплинοй латинοамериκанских κоллег заключалась в тοм, чтο они к ней не без успеха стремились, тοгда как техасцы в ней уже давнο живут.
Любопытно, что оркестр не входит в другой неформальный реестр, который, впрочем, в ходу и у критиков, и у публики — Хьюстонский симфонический оркестр не принадлежит к так называемой американской «Большой пятерке» (Big Five), состоящей из Нью-Йоркской филармонии, Бостонского, Чикагского симфонического оркестров, Филадельфийского и Кливлендского оркестров (в порядке старшинства). По крайней мере, ясно, что этот список вполне справедливо может быть расширен.
Симфонии № 11 предшествовала российская премьера симфонии «Атомный доктор» одного из живущих ныне классиков американской музыки композитора Джона Адамса. Как и симфония Шостаковича, «Атомный доктор» программная музыка, но в гораздо большей степени. Симфония является адаптацией оперы с тем же названием, ее премьера прошла 7 лет назад, спустя два года, в 2007 году впервые прозвучала симфония. В центре обоих произведений фигура американского физика Роберта Оппенгеймера, получившего прозвище «отец атомной бомбы». Оппенгеймер руководил «Манхэттенским проектом» — кодовое название программы по разработке ядерного оружия, в рамках которого были созданы три атомных бомбы. Одна из них, «Тринити» взорвана при первом ядерном испытании в Нью-Мексико, а вот остальные две хорошо известны миру под именами «Малыш» и «Толстяк». В 1945 они поразили японские Хиросиму и Нагасаки. Симфония, как и опера, но в предельно сжатой форме, исследует противоречивые и болезненные ощущения, которые охватывают Оппенгеймера накануне главного в его жизни эксперимента.
Симфония трехчастна: энергичное начало, каскад звуков медных духовых нагнетает если не страх, то, по крайней мере, предупреждает об опасности, но пока речь идет только о научном эксперименте («Лаборатория»); вторая часть («Паника») — ночь накануне испытания; третья часть — животный страх, отступающий перед бессилием и смертельным величием, как уже ясно, выполненной задачи («Тринити»).