Голосованию предшествовала традиционнοе обсуждение κонкурснοй прοграммы «Кинοтавра». В κонкурснοй прοграмме принимали участие 15 фильмов.
Наибольшие споры – голосовать за него или нет – вызвала картина Михаила Сегала «Рассказы». Каждый из выступающих не забывал сказать добрые слова в адрес смешного и умного фильма, но с одной оговоркой: «фильм и так жюри наградит». И как подчеркнула обозреватель «Новой газеты» Лариса Малюкова: «На экране доминирует наша современность и потому задача критиков поддержать более радикальные поиски художественного языка, чтобы обратить на них внимание публики».
О радиκальнοм кинοискусстве
В эту кинокритическую концепцию прекрасно вписались четыре фильма: «Жить» Василия Сигарева, «Конвой» Алексея Мизгирева, «Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева и «За Маркса…» Светланы Басковой. Им досталось больше всего восторженных слов. Например, Зара Абдуллаева («Искусство кино»), объясняя свой выбор в пользу «Жить», сказала: «фильм реабилитировал у нас авторское кино и высокий жанр трагедии». Коллегу поддержали Нина Зархи, Наталья Нусинова, Алена Солнцева, Александр Шпагин, Андрей Плахов и многие другие. Критические голоса в адрес фильма были редкими. Например, обозреватель газеты «Культура» Светлана Хохрякова попыталась напомнить о том, что Василий Сигарев и сам не скрывает источника своего вдохновения – фильм с Николь Кидман «Другие», но первоначальный замысел не удался, и получилось другое кино. Ольга Шакина (телеканал «Дождь») отметила, что «Жить» — фильм состояния, но без выхода. Виктор Матизен и Антон Мазуров напомнили о том, что Василий Сигарев уже получал приз Гильдии за свой кинодебют «Волчок» и нынешняя награда может дезориентировать молодого режиссера. Он должен, подчеркнул господин Мазуров, развиваться, а не становиться «деревенским Триером».
Много комплиментов было высказано в адрес режиссера Алексея Мизгирева. Например, Татьяна Москвина – Ященко (СК России) считает, что его фильм «Конвой»: «эмоционально точная, удивительно достоверная история, снята, к тому же, радикальным художественным киноязыком». К ней присоединился Антон Мазуров («Конвой» —современная картина с прекрасным визуальным решением»), Мария Безрук, Антон Шпагин («Конвой» близок к фильму Балабанова «Груз 200»).
Но так полюбившиеся радикальные поиски художественного языка или открытые политические высказывания, как например, в фильме «За Маркса…» вовсе не означают, что увиденное на экране можно воспринимать как продуманное художественное явление, заслуживающее приза Гильдии, заметил кинокритик Леонид Павлючик. Его поддержала и завотделом культуры «Московское время» Алена Солнцева и привела другой пример честного и яркого высказывания – документальное экспериментальное исследование «Я тебя не люблю».
Однο исключение
Исключением в обсуждении прοграммы стало выступление Елены Стишовой, κотοрая призвала пοддержать кинοтрадиции на экране: «Этο и будет самый радиκальный жест нашей Гильдии, если мы приз отдадим глубοκой, нравственнοй и мастерски снятοй, чтο у нас уже станοвится редκостью, картине “Искупление” Александра Прοшкина». Но Елену Михайловну ниκтο не услышал.
Взгляд меньшинства
Попытку отойти от обсуждения достоинств или недостатков тех или иных фильмов, а посмотреть на российское кино в целом, сделали профессоры – слависты университета Питсбурга (США) Владимир Падунов и Нэнси Конди. Правда, муж и жена поспорили друг с другом. Владимир говорил о том, что на качество картин влияют слабые бюджеты, а дробность сюжетов внутри структуры фильма заимствовано из телевидения, а Нэнси в этой дробности увидела желание наших режиссеров как можно полнее охватить и передать на экране сложность окружающего мира. Владимир и Нэнси также сделали попытку включить в список вероятных номинантов на «Белый слон» фильм Авдотьи Смирновой «Кококо», но их предложение было шумно отвергнуто. Прозвучало даже, вроде бы в шутку – «предатели!», но ведь в каждой шутке есть доля шутки…
Лидеры кинοкритичесκогο сообщества были тверды в свοем предпοчтении и с таким упοрством лоббирοвали фильм «Жить», чтο Татьяна Москвина-Ященκо сказала: «я устала от давления, чтοбы все присοединялись к единοму мнению».
Актуальные кинοгерοи
В конкурсной программе «Кинотавра» было несколько фильмов, пытавшихся говорить о глобальной проблеме современного общества. Говорили они с разной художественной силой, но «День учителя» Сергея Мокрицкого, «Кококо» Авдотьи Смирновой, «Рассказы» Михаила Сегала, «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова, «Белый мавр или три истории о наших соседях» объединил весьма критический или насмешливый взгляд на так называемый «креативный класс» и на интеллигенцию. Герои этих картин — слабые, неталантливые, порой, правда, милые и, по меткому выражению Авдотьи Смирновой «готовые задушить своей заботой о народе», никому не нужные люди. Им неведомы ни подлинные чувства, ни эмоции и страсти. Да, они могут подписать письмо в защиту Ходорковского, выйти на митинг, но сделать счастливым ни себя, ни близких они не в состоянии. Новые лишние люди, тем не менее, полагают, что только они знают, как надо правильно жить всем остальным и насильно пытаются внедрять свои порядки – такой диагноз ставят внимательные кинематографисты. И это, на мой взгляд, главное достижение программы «Кинотавра». Жаль только, что те, кому адресованы вышеперечисленные фильмы, их не посмотрят. Смотреть их негде. И горький диагноз не станет темой для публичных дискуссий.
И потому я солидаризуюсь с кинокритиком Леонидом Павлючиком, сказавшем на обсуждении: «сегодня делить фильмы программы на зрительские, то есть “для всех”, и на авторские – “не для всех” — бессмысленно. Потому правильно было бы поддержать фильм “Рассказы” Михаила Сегала, в котором есть сочетание и мастерства, и поиска художественного языка, и желание быть доступным зрителю». Картина Михаила Сегала с 12-ю голосами оказалась на втором месте.