Фестивальной программе без центральной идеи никуда, и в этом году она считывалась с легкостью — в то время как просмотр конкурсных фильмов давался довольно тяжело: чуть ли не каждая картина становилась трудным эмоциональным опытом. Тему, которая объединила фильмы двадцать третьего «Кинотавра», можно обозначить так: невыносимость бытия и поиски выхода из экзистенциального тупика, хотя выхода в общем-то нет. А фаворитом и критики, и, как ни удивительно, публики стало самое мощное высказывание на эту тему — картина Василия Сигарева с подходящим названием «Жить».
Год за годом следя за реакцией сочинского зала на программу «Кинотавра», можно сделать вывод, что аудитория понемногу привыкает к жестким киновысказываниям и все меньше негодует, когда ей предлагают посмотреться в зеркало, намекают на несовершенства нашего социума или, например, сообщают, что Бога нет. Так или иначе, в этом году из зала уходили мало и редко, а бескомпромиссная сигаревская история о мертвецах, что возвращаются к своим любимым, которые не могут без них жить, стала на «Кинотавре» чем-то вроде «Любви» Михаэля Ханеке в Каннах — фильмом — общественным договором, который в силу собственной мощи был понят и принят всеми: от критиков, то и дело упрекающих беспощадных авторов вроде Сигарева в желании угодить фестивальной конъюнктуре, до среднестатистических сочинцев, которые на финальных титрах довольно долго и громко хлопали — к удивлению продюсера фильма Романа Борисевича (а он приложил руку практически ко всем трудным хитам новой российской волны и знает, что такое быть не понятым залом).
Было понятно, что именно «Жить» вырвется вперед и на церемонии вручения призов. Так и произошло: Сигарев ушел со сцены лучшим режиссером, заодно унося приз отсутствующему Алишеру Хамидходжаеву за операторскую работу, а постоянная актриса и жена автора Яна Троянова — лучшей актрисой. Хотя приз был вручен ей за комедию «Кококо» и поделен на двоих с Анной Михалковой, Яна не преминула упомянуть фильм мужа со сцены — и была совершенно права: работа в «Жить», по-честному, была тяжелее и сильнее, несмотря на то что Авдотья Смирнова и правда открыла лучший комический дуэт современного российского кино.
На «Кококо» зал прохохотал все сто минут, но фильм Смирновой, как ни смешно это прозвучит, посвящен преодолению непреодолимой проблемы — неспособности двух Россий, государств айфона и шансона, забыть про ненависть друг к другу — чувство, время от времени логично переходящее в любовь.
С мужской ролью вышел интересный финт. Грандиозный и мрачный «Конвой» Алексея Мизгирева, показанный зимой в берлинской «Панораме», российской критике тогда не понравился. Потому что, как это часто бывает, не был понят: язык одного из лучших молодых российских режиссеров довольно сложен, нарратив не всегда легкодоступен для восприятия, ну и ужасов опять-таки многовато показывают. А в Сочи те же люди, пересмотревшие фильм второй раз, приняли его значительно теплее (не будем шутить про погоду). Поползли немедленные слухи и про жюри, которое отнеслось к работе в высшей степени благосклонно — особенно отмечали отличную работу Олега Василькова в роли конвоира, сопровождающего в часть (а на деле — в ад) смешливого дезертира. Для начала жюри удивило собравшихся, вручив приз не конвоиру, а конвоируемому — с чем дебютанта Азамата Нигманова, конечно, хочется поздравить, но отметив, что его коллега все же проделал не менее ценную, а возможно, и чуть более тяжелую работу.
С главным призом и вовсе вышло неудобно: председатель жюри Владимир Хотиненко многозначительно произнес цитату из «Конвоя» (фраза, которую постоянно повторяет главный герой, звучит так: «Я извиняться не стану!») и отдал статуэтку Павлу Руминову за крайне умело рвущую зрительскую душу на части мелодраму «Я буду рядом» — о больной раком матери, которая ищет приемных родителей для маленького сына. Максимум, что прочили Руминову, — приз Марии Шалаевой, действительно отлично, без пережима сыгравшей героиню. Но тут автор самых лобовых историко-патриотических фильмов последних лет Хотиненко, возглавлявший жюри практически сплошь из молодых радикалов (Бакурадзе, Хомерики, Федорченко, Меликян), видимо, проявил характер, отдав приз изящному, но бронебойно крепкому жанровому кино.
Сочи