Уэс Андерсон: в «Ноевом потопе» я был выдрой

Истοрии прο шκольные спектакли, острοва и жизнь с Биллом Мюрреем пοд однοй крышей слушала Ольга Гринкруг.

— Почему действие «Королевства полной луны» помещено именно в 1965, а не в какой-то другой год? Это ностальгия?

— Никакой особенной ностальгии по этому периоду я не испытываю — по сути, действие могло бы происходить и в наше время, от этого история не сильно бы изменилась, но меня занимала аура невинности, окружавшая те времена. Надо сказать, что я начал писать сценарий со слов рассказчика, который рассуждает главным образом о погоде. И вдруг совершенно неожиданно для себя обнаружил, что посреди абзаца вставилась точная дата — 1965 год. Так, значит, тому и быть, решил я — и только потом сообразил, что от 1965 года оставалось всего ничего до контркультурной революции. В фильме звучит всего одна рок-н-рольная композиция, но к 18 годам ничего, кроме рок-н-ролла, эти дети слушать не будут.

— А пока они слушают Бриттена. Почему именно его?

— Я впервые столкнулся с музыкой Бриттена, когда мне было десять: мы в школе ставили его оперу «Ноев ковчег» — точно так же, как дети из фильма. Я был выдрой. Из этого школьного спектакля, между прочим, мы и почерпнули костюмы. Поначалу я хотел воспроизвести наряды из самой первой британской постановки, которой руководил сам Бриттен, но наши костюмеры попросту не справились с задачей. А поскольку сроки уже поджимали, я сказал: «Быть не может, чтобы мы не потянули наряды, которые смогли соорудить даже школьники». И тогда моя мама отправилась в ту школу, где я учился, нашла в библиотеке фотографии, и уже по ним мы мастерили костюмы. В основном они были просто из кусков фетра, и всю работу сделали дети.

— Много еще в фильме автобиографических моментов?

— Обычно я отвечаю: «Вообще ни одного!». А потом выясняется, что все не так просто.

— Были ли вы, например, скаутом, как Сэм, герой Джареда Гилмана?

— Пытался быть. Не пошло. Через две недели сбежал. Вообще «Королевство полной луны» — скорее не детские воспоминания, а воспоминания о моих детских фантазиях. А началось все с фильма Франсуа Трюффо «Карманные деньги» — это необычная история, изложенная исключительно с точки зрения ребенка. Я подумал, что надо снять взрослое кино, но с детской точки зрения. А потом — несколько лет назад — понял, что речь должна идти о любовной истории, которую ее 12-летние герои переживают как очень глубокую и серьезную.

— Откуда взялись дети, сыгравшие главных героев, — Джаред Гилман и Кара Хейворд?

— На поиск несовершеннолетних актеров я всегда отвожу очень много времени — если, конечно, не решить заранее, что нужна конкретная 12-летняя звезда. Таких, между прочим, раз-два и обчелся. За первые три дня кастинга ты, как правило, отсматриваешь тех, кто уже есть в картотеках — детей, которых кто-то уже выбирал и снимал. Среди них попадаются и очень хорошие — большую часть скаутов из лагеря, откуда бежит Сэм, я нашел именно так. Ну, а дальше надо ждать, порой — ждать много месяцев, пока вдруг не поймешь: вот оно!

— »Вот оно» — это как? Вы ищете определенные типажи?

— Вовсе нет! Как бы я ни воображал себе Сэма, он точно был не похож на Джареда. А когда я снимал «Академию Рашмор», у меня, наоборот, были очень четкие представления о том, кого брать, а кого нет, но тут появился Джейсон Шварцман и меня поразил. В самое сердце.

— Как вы объясняете детям, что делать на площадке?

— Важно проводить с ними как можно больше времени и репетировать, репетировать, репетировать. С одной стороны, чтобы они могли наимпровизировать как можно больше про своих персонажей (например, они дописывали письма, отрывки из которых приводятся в фильме). С другой — чтобы они привыкли ходить на работу, понимали, что от них зависит много людей, и ощущали свою ответственность. В кино многие забывают, что работа, которую делаешь по любви, — это тоже работа. Джаред с Карой спустя несколько недель съемок превратились в настоящих профи. Я с удовольствием снял бы их обоих снова — с ними было очень здорово.

— Брюс Уиллис на пресс-конференции очень радовался, что в «Королевстве полной луны», в отличие от многих других проектов, принято было много репетировать. Но как это сочетается с Биллом Мюрреем? Он ведь известен тем, что всегда сочиняет свои сцены на ходу.

— Обычно у меня все играют по сценарию, но у Билла даже точно прописанные сцены выходят по-разному в каждом дубле. И каждая из них для меня — большой сюрприз. Вот уже шестой фильм подряд. Я вообще люблю сюрпризы. Кино ведь — большая игра. Как Орсон Уэллс говорил: «Голливуд — самая большая в мире игрушечная железная дорога». И еще кино — это команда, странствующая труппа, семья, если угодно. Во время съемок «Королевства полной луны» мы с Эдвардом Нортоном и Биллом Мюрреем даже жили вместе, а еще с нами были монтажер и оператор, сын Билла Купер и мой брат — в фильме он играет адъютанта Харви Кейтеля, то есть командира скаутов.

— Когда никто еще не видел «Королевства полной луны», фильм описывали как игровое продолжение «Бесподобного мистера Фокса». Есть ли, действительно, между этими фильмами связь?

— На «Бесподобном мистере Фоксе» был совершенно новый для меня ритм работы, пришлось его осваивать, и я многому научился. В анимации ты сначала читаешь сценарий (если он у тебя есть — многие в таких случаях обходятся без сценария), — потом записываешь голоса актеров, потом начинаешь потихоньку рисовать и подверстывать голоса к картинке, и только потом приступаешь к съемкам. В «Королевстве полной луны» я многие сцены делал именно так. Если хорошенько подготовиться, можно сэкономить на дублях, что для малобюджетных проектов очень важно. И заодно как следует продумать детали. Обычно мы просто подыскивали для съемок подходящие места, но дом, где Сьюзи, героиня Кары, живет с родителями, мы смонтировали из пяти или шести разных жилищ, разбросанных по разным концам Америки. Откуда-то позаимствовали картины, откуда-то — мебель, собрался целый дом, очень напоминающий лисью нору из «Мистера Фокса». Очень сложно было подбирать места для натурных съемок, которых у меня раньше никогда не было в таком количестве. Вот Сэм и Сьюзи присаживаются отдохнуть на камень и готовят на нем обед. Но важно, чтобы именно в кадре именно этот камень смотрелся идеально.

— Про что будет ваш следующий фильм?

— Про Европу. На самом деле, усаживаясь за сценарий, я никогда точно не знаю, про что он будет, и сначала просто обсуждаю историю с моими соавторами, а потом стенографирую обсуждение. Последний сюжет в итоге оказался действительно европейским, но действие происходит в вымышленном месте, которое я придумывал последние несколько лет, пока чтал книги. А главное — там очень много персонажей, но ни у кого нет родственников. Я сначала написал это, и только потом подумал, что с моими персонажами никогда такого не случалось.