Оперой «Борис Годунов» в Петербурге открылся ХХ международный фестиваль «Звезды белых ночей»

Постановку осуществил британский режиссер Грэм Вик, называющий «Бориса Годунова» своей любимой русской оперой. «Сценическая интерпретация оперы Мусоргского подразумевала поиск театрального языка, живого для нашего времени, на котором может вестись диалог о том, насколько мы схожи или различны с персонажами из тех далеких времен», — говорит режиссер о спектакле, который он создал в соавторстве с художником Стюартом Нанном.

Ранее Грэм Виκ встречался с труппοй Мариинсκогο еще в 1990-е гοды, κогда пοставил здесь оперу «Война и мир» Сергея Прοκофьева. Испοлнителем заглавнοй партии на сегοдняшней премьере выступил молодοй бас Евгений Ниκитин. Ее гοтοвятся испοлнить также егο старшие κоллеги Владимир Ванеев и Ниκолай Путилин.

В Мариинском /Кировском/ театре опера Мусоргского, начиная с 1874 года, ставилась 10 раз. Среди самых значительных постановок — спектакль Всеволода Мейерхольда 1911 года с декорациями Александра Головина, где партию Бориса исполнял Федор Шаляпин. В 1986 году «Бориса» поставил здесь Борис Покровский. А первоначальная редакция, без «польского акта» и любовной линии, впервые появилась на этой сцене лишь в 1997 году в постановке Александра Адабашьяна.

Ныне «Борис Годунов» представлен в репертуаре Мариинского в двух вариантах — в первоначальной и в сводной редакции английского дирижера и музыковеда Дэвида Ллойда-Джонса, поставленной в Лондоне гениальным русском кинорежиссером Андреем Тарковским и перенесенной в Петербург по инициативе Валерия Гергиева.

Всего до 15 июля на фестивале будет дано около 100 спектаклей и концертов при участии более 40 приглашенных артистов, солистов оперы и балета. Среди премьер — один из немногих сюжетных балетов Джорджа Баланчина «Сон в летнюю ночь» на музыку Феликса Мендельсона и театрализованный вариант «Реквиема» Джузеппе Верди — произведения, которое парадоксальные музыковеды считают едва ли не «лучшей оперой» великого итальянца.