Молодые на «Усадьбе Джаз»

У молодых джаз ассоциируется скорее с небольшим подвальчиком, где на маленькой сцене немолодые мужчины играют безумно сложные импровизации, а несколько не менее взрослых посетителей слушают их, покуривая сигары и меланхолично покачивая головами. «Усадьба. Джаз» не первый год ломает эти стереотипы, опен-эйры в усадьбе Архангельское собирают десятки тысяч человек. Выступают на фестивале совершенно разные музыканты, от начинающих до мировых звезд. Да и музыка может быть совершенно разной. Главное, чтобы в ней был элемент импровизации, без чего невозможен настоящий джаз.

В этом году на фестивале будет отдельная сцена для молодых музыкантов — «Jazz Club». Услышать тут можно будет в основном российских исполнителей.

Подрοбнее о прοграмме на сайте фестиваля >>

В первый день фестиваля здесь можно будет послушать Полину Зизак. Ей всего 18, чего совершенно не скажешь по сложному уровню композиций, которые она исполняет. Девушка объясняет это влиянием семьи. Ее папа – известный барабанщик Эдуард Зизак, мама тоже занимается музыкой, а дед играл на саксофоне. «Родители очень повлияли на мое музыкальное воспитание, — рассказывает Полина. — В доме всегда играла хорошая музыка. Я бы в любом случае стала певицей, но если бы не влияние семьи, я, наверное, пела бы совсем в другом стиле».

В своих выступлениях Полина сочетает ритм-н-блюз, соул, джаз, эстрадную музыку. «Но джаз и все, что около него, – это в первую очередь», — говорит она. К своей профессии подходит более чем серьезно и не считает себя чисто джазовой певицей: «Необходимо не только уметь петь, но и быть профессиональным музыкантом. Голос — это такой же инструмент, как все другие. И им нужно владеть на 100%».

Для мирοвой культуры смешение стилей давнο не нοвость, а у нас, пο словам президента фестиваля Марии Семушкинοй, этο пοка еще не тренд, нο начинает им станοвится.

Во второй день фестиваля на сцене «Jazz Club» выступит группа «М-Артель». Название расшифровывается как «музыкальная артель», а участники группы называют себя творческой лабораторией, где они экспериментируют со стилями, жанрами, музыкальными техниками. По мнению руководителя группы, саксофониста Михаила Леванова, для профессиональных музыкантов технически несложно сочетать в одной композиции джаз, рок, рок-н-рол и другие стили. «Сложнее придумать общую идею песни, — говорит он. — Если идея песни сформировалась, то остальное – дело техническое. Любой стиль – это набор определенных правил и механизмов. Насколько ты хорошо этими правилами и механизмами владеешь, настолько хорошо ты и можешь их сочетать. Это как приготовление еды. Ты можешь смешать гуляш с картошкой – это же несложно, если ты знаешь, как готовить картошку и как готовить гуляш. Стиль – это не цель, а средство. Цель – чтобы люди в зале были рады».

На фестивале «М-Артель» выступит с проектом «I love 60`s!», в рамках которого исполнит кавер-версии на хиты 60-х годов. «60-е и на Западе, и в России – это время внутренней свободы и больших возможностей, – говорит Леванов. — Казалось, что можно сделать что угодно, открылись бесконечные перспективы. Поэтому люди смело экспериментировали, и у них получалось. Вот этой свободы и небоязни экспериментов сейчас немного не хватает».

Во второй же день фестиваля выступит ансамбль «Живые Люди». Эта группа тоже играет на стыке стилей, смешивая джаз, фьюжн, фанк и фолк. «На дворе 21 век, музыка сейчас очень разнообразная, — говорит лидер ансамбля Наталья Скворцова. — Музыки, которую можно назвать словом джаз, очень много и она очень разная. Джазом называются разные вещи от этноджаза до хард-боба. В любом из этих стилей есть интересные приемы, находки, которые дают больше возможностей музыканту. К тому же нельзя забывать, что мы живем в России, и у нас существует свой фольклор, который очень сильно отличается от американского, и он тоже обогащает нашу музыку».

Название ансамбля «Живые люди» характеризует, по мнению Натальи, характер джазового исполнения. В джазе очень важна импровизация, которая и делает эту музыку похожей на жизнь – непредсказуемой, развивающейся по естественным законам, эмоциональной, неискусственной. Но, с другой стороны, джаз требует большей подготовки слушателей и внимательности к исполнителям. «Джаз – это музыка для ограниченного круга людей, не для всех. Джазмены сейчас – самые прогрессивные музыканты. Они могут играть и по нотам, и без нот. Могут использовать приемы академической, этнической музыки. Это самая богатая, насыщенная и содержательная музыка. Поэтому на наши выступления приходят люди, которые готовы думать, а не есть под эту музыку».

Еще один заметный участник фестиваля — Квартет Андрея Плетнева. Это коллектив из Екатеринбурга, который сформировался под влиянием таких классиков джаза, как Джон Колтрейн, Майлс Дэвис, Вэйн Шортер, Декстер Гордон. Но молодые музыканты квартета сами уже являются самостоятельными исполнителями, которые делают самобытную и качественную музыку. Стиль, в котором играет квартет, тоже нельзя определить однозначно. Он включает в себя и хард-боп, и современный джаз, и классический джаз, и альтернативные направления.

Саксофонист и лидер коллектива Андрей Плетнев не согласен с тем, что джаз – это музыка для узкого круга. «Джаз разный, поэтому он для разных слоев населения. Есть интеллектуальная джазовая музыка, а есть развлекательная». Ту музыку, которую играет его квартет, можно однозначно отнести к интеллектуальной. Тем не менее эту музыку слушает не только зрелая публика. Андрей говорит, что на джем-сейшнах послушать их импровизации собирается в основном молодая аудитория.

Но молодых исполнителей, которые играют джаз, сейчас не очень много, считает Андрей. «Джаз – музыка сложная в плане исполнения и восприятия, им нужно заниматься, а молодым хочется гулять».

***
Музыканты, которые вошли в число выступающих на Усадьбе, прошли серьезный отбор. Организаторы отбирают участников, посещая западные фестивали и прослушивая сотни аудиозаписей, присланных со всего мира. «Молодых исполнителей немало, но не все из них достигают профессионального уровня, — говорит Мария Семушкина. — Мы внимательно следим за новыми коллективами, и у нас есть конкурс молодых музыкантов. Наш фестиваль помогает многим талантливым начинающим исполнителям продвигаться. И это не только джазовые музыканты, поскольку джаз в чистом виде – это непопулярный формат в России. Программа фестиваля подразумевает включение других стилей, но джаз является основой и стержнем, некой платформой, которая все держит».