Причем работали они бесплатнο или за совсем скрοмные деньги. На Западе таκой прием известен давнο, а вот у нас егο применили впервые.
Этого дня сочинцы ждали целый год. На площади перед Зимним театром, где проходит фестиваль «Кинотавр», стали собираться за несколько часов до открытия смотра. За места поближе к ковровой дорожке — чуть ли не драка. Все стремятся хотя бы одним глазком посмотреть на звезд российского кино. Одним из первых на традиционно синей ковровой дорожке появился Станислав Говорухин. Его приветствуют оглушительными овациями.
Прежде чем попасть в Зимний театр, режиссеру Антону Табакову с семьей и Вере Таривердиевой даже пришлось постоять в очереди: фотографы на ступенях долго не отпускали их коллег. В центре внимания оказалось платье Ирины Апексимовой с эффектным красным цветком. Прописанный в приглашении дресс-код — «black tie only»: вечернее платье для дам и смокинг для джентльменов. Его соблюли практически все, несмотря на 26-градусную жару. Исключением стал Борис Хлебников. Режиссер появился в неформальной полураспахнутой рубашке и сразу пошел представлять свой конкурсный фильм «Пока ночь не разлучит», ставший также и фильмом открытия. Такое впервые в истории «Кинотавра»: фильм-экранизация реальных разговоров, подслушанных в столичном ресторане «Пушкин», был снят за смешные для кино сто тысяч долларов.
«Я не волнуюсь, — говорит режиссер Борис Хлебников. — Все было легко и здорово. Я не волнуюсь, потому что фильм идет час и десять минут, и я надеюсь, мы никого не утомим».
Пятнадцать лент, отобранные из шестидесяти пяти. Конкурсная программа 23-го «Кинотавра» — можно сказать, парад победителей и участников смотра прошлых лет. Свои новые ленты представляют режиссеры, ставшие известными во многом благодаря сочинскому фестивалю: Авдотья Смирнова, Павел Руминов, Алексей Мизгирев. Планку задает Александр Прошкин, автор знаменитых фильмов «Михайло Ломоносов» и «Русский бунт». Он уже был на «Кинотавре» и гостем, и членом жюри. Теперь представляет свой новый фильм «Икупление» по военной прозе Фридриха Горенштейна.
«Это мой товарищ, которого я нежно люблю, — комментирует режиссер, народный артист России Александр Прошкин. — Для меня это большая честь, это одно из самых сильных впечатлений в моей жизни. К сожалению, он мало известен, но сейчас вот выходит четырехтомник, две картины, и я надеюсь, что он вернется».
Судить режиссеров таких разных поколений, работающих в разных жанрах и стилях — от сериальной эстетики Дмитрия Фикса до экспериментов на любительских камерах, как в фильмах Павла Костомарова и Александра Расторгуева — будет жюри во главе с Владимиром Хотиненко. Впервые в нем нет критиков и продюсеров — только режиссеры.
«Я даже термин придумал — “самое гуманное”, — говорит Владимир Хотитенко, режиссер, Народный артист России. — Потому что лучше режиссера никто не знает, из какого сора растут фильмы, режиссер — это дирижер, тем более, когда такие разные фильмы».
Первая награда фестиваля — у Карена Шахназарова, «Приз за вклад в кинематограф». Режиссер говорит, что это приятный подарок на юбилей: через месяц Карену Георгиевичу исполнится шестьдесят. На открытии решили вспомнить, как начинал будущий директор «Мосфильма» и показать его дипломную работу — короткометражку «Шире шаг, маэстро».
«Кинотавр» — это настоящий праздник кино на курорте. Впереди — показы, концерты, круглые столы и так называемый «питчинг» — конкурс еще не воплощенных проектов, на котором режиссеры, продюсеры и спонсоры находят друг друга.
Звезды прошли по ковровой дорожке, но зрители не спешат расходиться. Каждый вечер в течение всего смотра площадь перед Зимним театром будет превращаться в кинозал под открытым небом. На экране, который установили прямо на фасаде здания, все желающие совершенно бесплатно смогут посмотреть ленты из внеконкурсной программы. В том числе — ретроспективу фильмов Карена Шахназарова.