Со стороны ситуация кажется кристально ясной и вполне стандартной. Как часто бывает, основное жюри большого фестиваля (в данном случае, Канн) проигнорировало российский фильм (в данном случае, драму Сергея Лозницы «В тумане»), а отечественная инстанция решила компенсировать это, наградив обиженного у себя. Итак, пару недель спустя, после закрытия смотра на Лазурном берегу, картина по Василю Быкову все-таки получает заслуженный гран-при, только на фестивале имени Тарковского «Зеркало» в Плесе.
Однако если разбираться, окажется, что не так все просто. Лозница в Каннах не обижен: жюри критики ФИПРЕССИ наградило именно его. Так и хочется вспомнить, что Андрей Тарковский получал приз ФИПРЕССИ аж четырежды, причем с его второй картиной «Андрей Рублев» (а «В тумане» — вторая картина Лозницы) вышло точно так же: основное жюри промолчало — критики отметили. Нет, из этого не следует, что Лозница — Тарковский сегодня. Более того, математически-аналитический стиль вчерашнего документалиста, казалось бы, максимально далек от поэтически-исповедальной интонации Андрея Арсеньевича. Но бывают ведь связи и менее прямые.
Скажем, Андрея Звягинцева поторопились записать в прямые наследники Тарковского по той же фестивальной части — тоже получил золото в Венеции, и тоже за дебют, и мальчиков в обоих фильмах зовут одинаково — Иван. Сегодня ясно, что Звягинцев — один из самых вдумчивых и самобытных российских режиссеров — идет самостоятельной дорогой. Но так уж вышло, что именно он был в этом году президентом жюри в Плесе, и именно он, выходит, в какой-то степени от лица Тарковского, наградил Лозницу. А тот, при всех очевидных различиях в стиле, языке и картине мира, счел уместным процитировать Тарковского со сцены: «Художники существуют только потому, что мир несовершенен». К этому Лозница добавил: «Попытаться осмыслить это несовершенство и найти этому совершенную форму — в этом, наверное, и есть наше призвание».
Формулировка, расставляющая все и всех по своим местам. Большой художник сегодня не тот, кто занимает чью-то нишу или собирает фестивальные призы, а тот, кто остается бескомпромиссным и честным перед собой, невзирая на конъюнктуру и чьи-либо ожидания. В этом и Звягинцев, и Лозница, современные и далекие от художественной безупречности авторы, безусловно, сходятся с главным классиком отечественного кино.