«Кинοтавр» открοет фильм «руссκогο Джармуша»

Ковровая дорожка, живая музыка, вспышки фотокамер у Зимнего дворца, суматоха в ветхой гостинице «Жемчужина», а потом дармовой алкоголь на морском берегу: «Кинотавр» верен себе. И речи руководства, как сочинского, так и фестивального, и президентская телеграмма — все идет по плану. Но содержимое каждый год меняется, точнейшим образом отражая не только то, что творится в отечественном кино, но и то, что происходит в стране и наших с вами головах. Этим «Кинотавр» и ценен.

Вектор на современность на сей раз был блестяще задан фильмом открытия, выбранным удачно, как никогда: и торжественно-парадная, праздничная составляющая там учтена, и сатирически-ироническая, да и общечеловеческая, которая важнее всего и которая позволит картине иметь судьбу не только на фестивале, но и за его пределами. «Пока ночь не разлучит» — третья полнометражная работа любимца российских критиков Бориса Хлебникова. Став всеобщим фаворитом на пару с соавтором по ленте «Коктебель» Алексеем Попогребским, затем он пошел своей дорогой и обрел в узких кругах статус, близкий к культовому, уже после дебютной картины «Свободное плавание»: молодого режиссера сравнивали с Иоселиани, Каурисмяки и Джармушем. «Сумасшедшая помощь» была шагом в сторону большей серьезности и даже метафоричности — мастерски снятый фильм так и не ознаменовал перехода автора в мифическую высшую лигу, а на фестивале в Берлине его толком не заметили.

«Пока ночь не разлучит» формально — возвращение к легковесной лирически-комедийной стихии «Свободного плавания», к тому же формальный эксперимент. В основе сценария, написанного совместно с постоянным соавтором Хлебникова Александром Родионовым, — публикация в журнале «Большой город» — расшифровки застольных диалогов, подслушанных в дорогом московском ресторане. Бюджет — мизерный, сто тысяч. Схема финансирования — новаторская: каждый участник процесса вложил в него свои деньги, а если фильм станет прибыльным, получит свой барыш, хотя бы и скромный. А в главных ролях не только постоянные любимцы Хлебникова, Александр Яценко и Евгений Сытый, сыгравшие официантов, они-то и скрепляют ряд разрозненных скетчей в единую ткань, но и знаменитости: Сергей Шнуров и Алена Долецкая, Василий Уткин и Василий Бархатов, Оксана Фандера и Алиса Хазанова, Мария Шалаева и Артем Семакин, Анна Михалкова и Авдотья Смирнова. У каждого — маленький, но яркий выход.

Против ожиданий, не столько коллективный портрет столичной богемы, сколько исчерпывающая энциклопедия современной русской жизни, «Пока ночь не разлучит» — отечественный аналог джармушевского шедевра «Кофе и сигареты» — за тем исключением, что наши люди предпочитают водку. В прокат картина должна выйти осенью — тогда и станет ясно, работает ли непривычная финансовая схема, а об интересном художественном результате можно говорить уже сейчас.