Пой и будь счастлив! Бобби Макферрин — о джазе, хобби и России

— Сегодня шоу-бизнес во всём мире переживает не лучшие времена. На продаже альбомов зарабатывать сложно, поэтому артисты вынуждены много гаст­ролировать, выступать на част­ных вечеринках. Джаза эта ситуация коснулась?

— Сейчас все переживают нелёгкие времена, но я не из тех, кого заботят только деньги и бизнес. Лично мне всё больше и больше хочется спокойной жизни. Сейчас я провожу на гастролях всего шесть месяцев в году. Естест­венно, доход становится меньше, но по-другому я бы не смог. Теперь многие исполнители только и думают, что о бизнесе, а в свободное от этих дум время любят общаться с поклонниками. Не понимаю, как им это удаётся. Лично для меня это несовместимо с процессом написания музыки.

— За последние 20-30 лет джаз сильно изменился?

— Конечно, всё постоянно меняется. Но я не пытаюсь оценить историческое развитие джаза. Я понимаю, что те песни, которые исполняю в последнее время, на самом деле представляют собой смесь классических музыкальных направлений, фольклорной и рок-музыки. Все мы слышали столько разных песен, что их «гремучая смесь» распространяется повсюду!

— Широкой публике вы известны как автор и исполнитель песни «Don’t Worry Be Happy». Этот хит сделал вас миллионером?

— Мне очень повезло, эта песня принесла мне достаточно денег для того, чтобы я мог совершить такие безумные, немыслимые поступки, как создать вокальный ансамбль Voicestra и отправиться с ним в мировое турне. А вообще, меня поразило, что стольким людям полюбилась эта песня. Кто бы мог подумать, что мелодия в стиле а капелла с семью песенными куплетами без инст­рументального сопровождения станет хитом?! Я всегда относился к этому как к огромной ответственности. Неожиданно люди начинают вас слушать.

— Вы обладатель 10 премий «Грэмми». Где вы их храните?

— Моя жена сделала небольшую выставку наград в холле, ведущем в мою домашнюю студию, но основная их часть находится в офисе моего менеджера в Нью-Йорке. Они мне одновременно и важны, и нет. Подобные награды — величайшая честь. Но получил ты их или нет, тебе по-прежнему приходится выгуливать собаку, выносить мусор и пытаться делать то, что можешь, при помощи того, что тебе дал Бог.

— Вся ваша жизнь посвящена музыке. А что ещё вас увлекает?

— Я в некотором роде эксцентричный артист, любящий побыть наедине с собой и в то же время петь часами напролёт. Но я нормальный парень! Люблю бродить по лесу с собакой. Люблю по телевизору смотреть спорт. Или выбираться куда-нибудь вместе со своей семьёй. И даже… изучать Священное Писание!

— Побывав в России, избавились ли вы от каких-либо стереотипов о нашей стране?

— Вы имеете в виду стереотипы вроде того, что ваша культура породила невообразимое число великих композиторов? Или то, что зимой здесь очень холодно? Хотя я считаю, что и то и другое — правда!