А вот как сложилась судьба творений «солнца русской поэзии» в кинематографе – вопрос для многих неизведанный. Попытаемся систематизировать эту информацию и подробно остановимся на самых интересных фильмах отечественного производства.
«Пушкин в кино» представлен картинами самых разных категорий: игровые, анимационные, научно-популярные, документальные фильмы. По компетентным данным создателей «Пушкинского кинословаря», практически каждый год русский синематограф представлял публике новые экранизации произведений поэта, выпустив на экраны 50 кинокартин по Пушкину. Примерно столько же игровых фильмов по текстам Пушкина, включая биографические киноленты о нем, было снято в последующие годы вплоть до сегодняшнего дня. И все это не учитывая бесчисленного количества появления цитат из произведений Пушкина в самых разных кинопроизведениях по всему миру.
Сам поэт не дожил до появления кинематографа ровно 58 лет и не успел нигде сыграть лично, зато последний практически с первых лет своего существования взялся за тексты Пушкина и не отпускает их до сих пор. Вот немного статистики: с 1910 по 2009 годы в России создано 14 фильмов о жизни Пушкина (игровых и документальных). Режиссер-аниматор Андрей Хржановский вместе с композитором Альфредом Шнитке придумали и воплотили на экране интересную версию на тему жизни Пушкина (трилогию «Я к Вам лечу воспоминаньем…», «И с Вами снова я…», «Осень») с 1977 по 1982 гг.
Если говорить об актерах, в отечественном кино образ Пушкина в разное время воплотили: Евгений Червяков («Поэт и царь», 1927), Валентин Литовский («Юность поэта», 1937), Петр Алейников («Глинка», 1946), Евгений Стычкин («День полнолуния», 1998), Сергей Безруков («Пушкин. Последняя дуэль», 2006), Станислав Белозеров («18-14», 2007).
В довоенном отечественном кинематографе существует 32 картины по различным произведениям Пушкина, включая биографические фильмы о нем. Самая ранняя датируется 1907 годом и не сохранилась до наших дней. Речь идет о «Борисе Годунове» режиссера И.Шувалова, производства Первого синематографического ателье А.Дранкова. Публичный показ картины состоялся в августе 1907 года под названием «Сцена из боярской жизни». Вслед за ней в 1909 году Я.Протазанов представляет «Бахчисарайский фонтан», тоже не дошедший до наших дней. А вот драма «Мазепа» (1909) В.Гончарова сохранилась и представляет собой экранизацию одноименной оперы П.И.Чайковского, в основу которой положена поэма А.С.Пушкина «Полтава». Всего в период с 1907 по 1938 год было снято 56 экранизаций произведений поэта. Нельзя не отметить один из самых известных и популярных в те времена киновариантов «изящного пустячка» Пушкина «Домик в Коломне»(1913) Петром Чардыниным, где актер Иван Мозжухин ради любви из красивого гвардейского офицера на время «превращается» в Маврушу-кухарку. Экранизации произведений Пушкина в звуковом кино можно отметить следующие: «Дубровский» (А.Ивановский, 1936), «Путешествие в Арзрум» (М.Левин, 1936), биографическая лента «Юность поэта» (А.Нарадицкий, 1937). Последняя работа получила наибольшее признание и на Международной выставке в Париже (1937) фильму была присуждена Золотая медаль. Такой успех многие объясняют уникальным актерским составом ленты – В.Литовский, В.Гардин, В.Ивашева.
В период с 1946 по 1999 год было снято 39 фильмов по произведениям Пушкина, в том числе по мотивам его биографии. «Глинка» (Л.Арнштам, 1946) – историко-биографический игровой фильм об основоположнике русской классической музыки Михаиле Глинке – авторе оперы «Руслан и Людмила». Драма В.Каплуновского «Капитанская дочка», получившая премию «Золотой парус» XII МКФ в Локарно (1959) как наиболее сенсационное произведение. Мелодрама «Метель» В.Басова (1964), «Сказка о царе Салтане» А.Птушко (1966) – музыкальная киноинтерпретация одноименной сказки Пушкина, музыкальная комедия об одном из предков А.С.Пушкина – арапе Ибрагиме. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» А.Митты (1976), экранизация М.Швейцером «Маленьких трагедий» (1979). Интересно художественное решение в драме «Последняя дорога» Л.Менакера (1986), где речь идет о силах рока и причинах гибели поэта, но актер, воплотивший его образ, появляется только как силуэт. Интересно, что «Бориса Годунова» (1986) С.Бондарчука критика единодушно окрестила «честной творческой неудачей». Вменяя экранизации дотошный историзм и неуместную эпичность. Фильм-балет «Метель» А.Бадрака (1991) – хореографическая фантазия на музыку Г.В.Свиридова по одноименной повести А.С.Пушкина и «День полнолуния» К.Шахназарова (1998), в основе которой необычная художественная интерпретация пушкинского «Путешествии в Арзрум».
Из кинофильмов первого десятилетия «нулевых» на основе биографии поэта можно выделить: «Пушкин. Последняя дуэль» Н.Бондарчук (2006), «18-14» А.Пуустусмаа (2007). А на основе литературного произведения – «Бориса Годунова» В.Мирзоева (2011).
Из семи сочиненных Пушкиным сказок, на базе студии «Союзмультфильм» в период с 1950 по 1984 год разными режиссерами были экранизированы: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951), «Сказка о царе Салтане» (1984), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950), «Сказка о золотом петушке» (1967), «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1973, 1956 и 1940). Сказка «Жених» (1925) не была экранизирована, так как не вполне подходит для детской аудитории. А «Сказка о медведихе» (1830) не была закончена поэтом и, возможно, тоже не совсем детская. В 2007 году режиссер Д.Палагин представил крайне оригинальную мультипликационную версию по мотивам произведений Пушкина – «Дорожные жалобы», куда еще вошли записки поэта о сказочном селе Горюхино. Мультфильм снят путем сочетания разных техник: пластилин, перекладка, компьютерная графика.
Существует также 17 телепостановок по произведениям Пушкина, самой заметной из которых можно назвать трилогию П.Фоменко «Выстрел»(1981) – «Метель» (1984) – «Гробовщик» (1991). Интересны также «Бал» Д.Луковой (1979) по мотивам разных произведений Пушкина («Повести И.П.Белкина», «Роман в письмах», «Мы проводили вечер на даче…», «Дуэль», «Рославлев») и «Капитанская дочка» П.Резникова (1978).
В зарубежнοм кинο к настοящему времени известнο более тридцати экранизаций, созданных в разнοе время в Польше, Чехословакии, Франции, Германии, Финляндии, Велиκобритании, США. Однοй из самых ярких и спοрных инοстранных экранизаций Пушкина дο сих пοр считается британο-америκанский «Онегин» (М.Файнс, 1999). Съемки этοй ленты прοходили в Санкт-Петербурге, герοи изъясняются прοзой, музыкальнοе сопрοвождение и мнοгο чегο еще не соответствует времени. В отличие от России, на Западе эта вольная интерпретация пушкинсκогο рοмана заслужила несκольκо фестивальных наград.