Где женщины-режиссеры, или Зачем люди ездят на Лазурный берег

Правда, феминистки пытаются наступать — написали очередное письмо президенту фестиваля Жилю Жакобу с очередным, ставшим уже риторическим вопросом: «Где женщины-режиссеры?» Жакоб уже ответил им официально, распространив ответ среди участников фестиваля, но феминистки не унимаются.

Порой кажется, что они на зарплате у фестиваля — кто-то все-таки должен поддерживать скандальный тонус главного мирового кинофорума. Такие, как Ларс фон Триер с его сомнительными высказываниями про Гитлера, что взбудоражили весь Лазурный берег, рождаются раз в тысячу лет. А добавлять перчику пресноватому течению смотра надо.

Местные журналы прοдοлжают вести рейтинг среди кинοкритиκов. По опрοсам журнала «Screen», равнοе κоличество очκов, пοзволяющее картинам стать лидерами, пοка держат «Любовь» Михаэля Ханеκе и «За холмами» Кристиана Мунджу. Журнал «Le film francais» оставляет пальму первенства пοка тοльκо за Ханеκе. Нет сомнений, чтο к завтрашнему дню если и не обгοнит, тο, пο крайней мере, сравняется с лидерами и «Доля ангелов» Кена Лоуча.

Интересная вещь: именно старики показывают завидную витальность, в то время как фильмы, вышедшие «из-под пера» тех, кто помоложе, грешат отстраненностью и формализмом. Про Мунджу мы уже говорили — его рассказ об изгнании дьявола из ни в чем не повинной девушки основан на реальных событиях. Несмотря на то, что проблема клерикализации жизни сейчас стоит на всем пространстве бывшего соцлагеря, — молодой румын оказался на редкость нежизненным.

Зато 75-летний Кен Лоуч в очередной раз показал и доказал, что, несмотря на возраст, он готов черпать жизнь даже там, куда другие даже боятся соваться. Например, в криминальных трущобах Глазго, где живет главный герой его «Доли ангелов». Четверо нарушителей общественного спокойствия приговариваются к исправительным работам. Главный герой — парнишка с большими ушами, в вечных трениках с пузырями на коленях и отец только что родившегося сынишки — пытается «соскочить», бросив криминальные делишки и старых подельников. Но прошлое идет по пятам с бейсбольной битой в руках. И тогда четверка друзей отваживается на приключение — увы, опять криминального характера, — которое приносит им немалые суммы и возможность начать жизнь заново. Самое смешное, что главный герой, похоже, пустит деньги именно на то, чтобы зажить честно.

Да, звучит и правда как-то опереточно. Но это удел всех настоящих произведений искусства — в конце концов, сюжет «Евгения Онегина», скажем, особой новизной тоже не блистал. В фильме Лоуча, представляющем из себя причудливую и гармоничную смесь авторского и зрительского кино, особый упор делается на возможность человека убить в себе беса. «Включи мозги», — словно хочет сказать режиссер. И все у тебя получится.

Надо отдать французам должное — они своих не сдают. Французское значит лучшее. Имя французского классика Алена Рене, через две недели собирающегося отметить свое 90-летие, вполне могло и не появиться в Каннском конкурсе — его новый фильм «Вы еще ничего не видели» — далеко не самая яркая страница в творчестве режиссера. Запутанный и запутавшийся фильм, где целый букет французских звезд — Мишель Пикколи, Матье Амальрик, Ламбер Вильсон, Сабина Азема и другие — играют самих себя, играющих спектакль «Эвридика» (это если коротко, а на деле все непросто), причем молодых влюбленных изображают две немолодые пары. Порох в пороховницах 90-летнего мастера явно сух и рвется поражать.

И, наκонец, пοсле 13-летнегο перерыва с нοвым фильмом возниκ один из самых неоднοзначных еврοпейских режиссерοв, человек-загадка, автοр знаменитых «Любовниκов с Новогο моста» Леос Каракс. Егο картина «Holy Motors» еще раз пοдтвердила приверженнοсть Каракса к кинο как аттракциону, к тοй бешенοй стихии неуправляемой на первый взгляд фантазии, чтο обычнο приходит человеку во снах.

Герой фильма Оскар (а как же еще? У Каракса все герои — Оскары) за один день проживает девять жизней — видно, привычное для него дело, — начиная со старухи-побирушки кончая умирающим стариком. Он вовлекает в свой аттракцион массу людей. И в первую очередь — зрителей.

Впрочем, вопреки всем расхожим убеждениям, на Лазурный берег в середине мая люди обычно приезжают, чтобы думать.