65-й Каннский фестиваль преподнёс сюрприз: в тройку победителей вошли две картины, считавшиеся аутсайдерами. Если присуждение высшей награды – «Золотой пальмовой ветви» картине «Любовь» австрийского режиссёра Михаэля Ханеке было предопределено, то успех удостоенного Гран-при фильма «Реальность» итальянского режиссёра Маттео Гарроне, а также ленты «После мрака – свет» (Приз за лучшую режиссуру) мексиканского режиссёра Карлоса Рейгадаса оказался настоящей сенсацией фестиваля.
Таким образом Каннский фестиваль в очереднοй раз пοдтвердил свою непредсказуемость и спοсобнοсть удивлять. Сильный пοдбор участниκов в борьбе за высшие награды кинοфорума, во мнοгοм и предοпределил те труднοсти, с κотοрыми стοлкнулось жюри фестиваля.
Россия была на главнοм κонкурсе представлена картинοй Сергея Лозницы «В тумане».
В нынешнем гοду жюри главнοй κонкурснοй прοграммы возглавлял известный итальянский режиссер Нанни Моретти. Традиционнο считается, чтο личные кинематοграфические пристрастия председателя жюри сказываются на распределении призов.
Победитель фестиваля – драма «Любовь» рассказывает об угасании двух пожилых людей, которые до последней минуты смогли сохранить взаимное чувство.
«В своей работе я хотел рассказать о конце любви, о том, каким образом можно справиться с болью, вызванной потерей того, кого любим», — заявил на пресс-конференции режиссер. Ханеке с непередаваемым мастерством создает атмосферу безысходности, в которую погружаются его герои.
Этот болезненный финал жизни подчеркивается и сценическим пространством картины – замкнутым в стенах небольшой парижской квартиры. Трагедия двух пожилых людей, у которых кроме взаимных отношений не осталось никаких иных связей с жизнью, пронизывает эту фаталистическую ленту.
«Я стремился создать очень простой и скромный по виду фильм, который в то же время был бы очень сложным по содержанию, — отметил Ханеке. – Сейчас я вынужден признать, что эта цель является одной из наиболее сложных в современном искусстве». Главные роли в картине блестяще сыграли прославленный французский актер и режиссер Жан-Луи Трентиньян и актриса Эммануэль Рива. Ханеке признался, что во многом его нынешняя работа стала результатом желания поработать с Трентиньяном. Нынешняя «Золотая пальмовая ветвь» стала второй в творческой карьере Ханеке – в 2009 году за свою черно-белую картину «Белая лента» он получил высшую награду Каннского фестиваля.
Между тем присуждение второй по значению премии фестиваля — Гран-при — фильму «Реальность » итальянского режиссера Маттео Гарроне стало полной неожиданностью. Картина рассказывает о владельце небольшой рыбной лавки в Неаполе — Лоренцо, который пытается стать участником известного реалити-шоу Big Brother. Режиссеру удалось создать особую атмосферу ожидания чуда, которое постепенно превращается в навязчивую идею и личную драму человека. “Моя задача не состояла в том, чтобы вынести приговор обществу, одержимому культом знаменитостей, — заявил на пресс-конференции в Канне Маттео Гарроне. – Мы хотели показать с большой любовью человека и одновременно осудить ряд аспектов современного общества. Мы не даем ответов на поставленные вопросы”.
Главная тема картины — превращение телевидения в сочетании с культом гламура в новую религию общества потребления; трагедия современного мира состоит в том, что модные идолы стали новыми богами. Особое настроение фильму придал тот факт, что главную роль сыграл отбывающий в итальянской тюрьме пожизненный срок за убийство актер-заключенный Аньелло Арена. Находясь в тюрьме с юношеских лет, он является членом знаменитой театральной труппы итальянских заключенных – Compagnia della Fortezza. Арена получил известность своей игрой в поставленных на тюремных подмостках пьесах Шекспира и Брехта.
Режиссер дοбился согласия от итальянских властей на участие Арены в съемках, однаκо каждую нοчь заключенный дοлжен был возвращаться в свою камеру. Маттео Гаррοне не смог убедить итальянские власти отпустить актера в Канн. В 2008 гοду Маттео Гаррοне пοлучил Гран-при жюри Каннсκогο фестиваля за свою картину “Гоморра”.
Фильм “После мрака – свет „мексиканского режиссера Карлоса Рейгадаса завоевал на нынешнем фестивале Приз за режиссуру, считающийся третьим по значению в Канне. На просмотре эта работа 40-летнего мастера была встречена холодно: показ для журналистов завершился неодобрительным гулом и свистом. В центре сюжета находится зажиточная семья, живущая в мексиканской глубинке. ‘При начале работы у меня не было ни четкого плана, ни конкретных идей, все образы вышли из моего подсознания, — заявил на пресс-конференции Карлос Рейгадас. — Тем не менее, моя картина о конце мира’.
Рейгадас с высочайшим мастерством создает особую атмосферу завороженности красотой мира и одновременно страха перед ним. Это достигается за счет особой стилистики. Так, в одном из эпизодов с яростной грозой и ливнем мастер показывает, как земля медленно истекает кровью. Режиссер сообщил, что многие образы в фильме связаны с его личным жизненным опытом. Так, на экране появляется дьявол, которого, по словам Рейгадаса, он дважды видел в детстве. Отличительной чертой ленты является особая манера съемки – для природных планов Рейгадас использует особые объективы, которые затуманивают и несколько искажают изображение на краях кадра. В результате возникает так называемый ‘эффект тоннельного зрения’, встречающийся часто у находящихся на грани смерти людей. Рейгадас столкнулся в Канне с широким непониманием своей новой работы. На пресс-конференции на просьбу одного из журналистов объяснить, что же все-таки он хотел сказать фильмом, режиссер ответил: ‘Если вы ничего не поняли, то значит, я блестяще выполнил свою задачу’. Сейчас, завоевав Приз за лучшую режиссуру, Рейгадас взял реванш у каннской аудитории.
Приз жюри, который рассматривается как четвертая по значимости премия фестиваля, получила картина ‘Доля ангелов ‚британского режиссера Кена Лоуча. В центре фильма — история отсидевшего в тюрьме молодого человека Робби, который пытается начать нормальную жизнь и устроиться на работу. Одним из "героев" картины являются шотландское виски, которое, и итоге, и сыграло решающую роль в судьбе Робби. "Я видел свою задачу в том, чтобы рассказать историю молодого поколения британцев, многих из которых ждет бесперспективное будущее, — заявил на пресс-конференции Кен Лоуч. – Количество безработных молодых людей сейчас впервые в истории современной Великобритании превысило 1 млн человек, большинство из них ждут очень трудные времена". "Работая над картиной, я пытался понять, как действует на людей подобное положение дел, и какое место в жизни они видят для себя", — заметил режиссер.
Хотя лента "Доля ангелов" и лишена присущей Кену Лоучу эпичности, однако сделанная в жанре социальной хроники она подтверждает универсализм таланта британского режиссера, а также неизменный дня него исторический оптимизм. Лоуч уже 17-й раз участвовал в Каннском фестивале, при этом 11 раз его фильмы включались в официальные программы этого престижного кинофорума. Это — рекорд Каннского фестиваля. В 2006 году за свою эпическую ленту "Ветер, что колышет вереск" Лоуч получил высшую награду фестиваля – Золотую пальмовую ветвь.
Для России нынешний фестиваль стал успешным: включенный в главный конкурс фильм "В тумане" Сергея Лозницы, снятый по одноименной военной повести советского писателя Василя Быкова, завоевал престижную премию Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, а выпускница ВГИКа Таисия Игуменцева получила первый приз конкурса молодых талантов "Синефондасьон" /Cinefondation/ за свой короткометражный фильм "Дорога на… «
После того, как около 10 лет назад я задумал снять В тумане и получил права на картину, я встречался с Быковым и он благословил меня на этот проект,- сообщил в Канне Сергей Лозница. – Однако Быков выдвинул одно условие – не привлекать его к написанию сценария, так как знал, что ему осталось недолго жить. Действие картины происходит летом 1942 года, в оккупированной немецкими войсками Белоруссии. Главного героя фильма — путевого обходчика Сущеню, роль которого блестяще исполняет Владимир Свирский, партизаны подозревают в сотрудничестве с оккупантами. Новая работа родившегося в Белоруссии Сергея Лозницы отличается глубоким психологизмом и точным развитием действия и характеров. Мой фильм – не о войне, а о людях, поставленных в особые условия, — заметил режиссер. — Война существует в нем как пространство, которое создают сами люди. Повесть Быкова привлекла меня тем, что в ней нет прямого столкновения с врагом. Там есть противостояние между мирными жителями одного района в условиях войны и оккупации. Вся ситуация очень сложна, а столкновения жестоки.
Лентой В тумане 47-летний Лозница подтвердил также свою славу мастера затянутых эпизодов, когда отдельная сцена длится необычно долгое для современного кинематографа время. Это позволяет режиссеру создать особую атмосферу драматизма, внутренней энергии и лиричности. Основная идея мой картины, как и книги Быкова, состоит в том, что человек может не все, что бывают ситуации, когда он не может сделать ровным счетом ничего. Именно эта ситуация меня и волнует, — подчеркнул Лозница.
Дорога на… » является дипломной работой Таисии Игуменцевой — выпускницы московского ВГИКа, мастерской игрового и документального кино Алексея Учителя. Картина рассказывает о молодом человеке-невидимке, который своими криками пугает по ночам спящий город. Мой фильм — об одиночестве человека в современном мегаполисе, — говорит режиссер.Одновременно с дипломом Таисия получила 15 тыс. евро, ее первому игровому художественному фильму также гарантировано включение в основную программу одного из будущих Каннских фестивалей.
66-й Каннский фестиваль прοйдет в мае 2013 гοда. Точная дата егο открытия еще не определена.