На «Кинотавре» отбирают идеи для будущих фильмов

Вера Таривердиева в позе «горы». С йоги на пляже начинается каждый фестивальный день. После — обязательные два-три конкурсных фильма. Один из них в конце «Кинотавра» будет награжден призом имени Микаэла Таривердиева – за лучшую музыку.

Среди фаворитов — картина «Искупление» Александра Прошкина. Режиссер, у которого 19 картин, в их числе — «Холодное лето 53-го», новым фильмом хочет вернуть в русскую литературу имя незаслуженно забытого Фридриха Горенштейна.

Вοенная драма о предательстве и прοщении была принята неоднοзначнο. Зал, а он, кажется, впервые οказался запοлненным дο отказа, зрители стали пοкидать.

«Ну, работы, конечно, актерские неравноценны. Потому что молодая девочка, видимо, дебютантка. И Панин, Сухоруков — это две величины, которые играли, может быть, не главные роли, но они были самыми главными», — говорит народный артист РСФСР Владимир Винокур.

Пока больше всего разговоров о фильме «Жить» Василия Сигарева, который критики переименовали в «Жуть». Лауреат «Кинотавра»-2009 за фильм «Волчок» свою новую работу уже успел представить на Роттердамском фестивале. Драма о людях, которые переживают смерть любимых, оказалась тяжелым испытанием и для зрителей — уходили рядами, и для актеров: Ольге Лапшиной, чья героиня похоронила детей, на съемках стало плохо.

А вот фильму «Дочь» публика аплодировала 10 минут — до окончания финальных титров. История, где тоже теряют близких, но — не надежду. Авторы — Наталья Назарова и Александр Касаткин. Сценариста Назарову, для которой «Дочь» — режиссерский дебют, окрестили «молодым Достоевским».

В основе сценария — реальная трагедия. «В моем детстве была знакомая девочка, чей отец был замечен… Ну, он завозил девочек в лес, тоже такой серийный преступник, но не убийца. И мы этого не знали. А девочка была очень хорошая, прямо прелестная. И когда мне об этом по секрету сказали, для меня это был огромный шок», — делится режиссер и сценарист Наталья Назарова.

Питчинг — та часть «Кинотавра», что помогает начинающим режиссерам найти деньги на свой проект. Нигина Сайфуллаева — кстати, жена нынешнего победителя в коротком метре Михаила Местецкого, рассказывает о своем фильме » Штормовое предупреждение».

«То ли со страха, то ли из озорства, девчонки представляются друг другом. Реальная дочь — Ольга — представляется подружкой, а подружка по имени Василиса представляется дочерью», — рассказывает Нигина Сайфуллаева.

Есть сценарий и стартовый бюджет – 386 тысяч рублей. Психологическую драму обещает снять всего за 35 съемочных дней, успеет как раз к Берлинскому и Роттердамскому фестивалям, которые, как считает девушка, несомненно, оценят эту историю с фрейдистским уклоном. Найти бы только 15 миллионов. В жюри питчинга – продюсеры, прокатчики, руководители телеканалов. Среди 15 соискателей — узнаваемые лица и имена: венецианский лауреат Алексей Федорченко, автор картин «Овсянки» и «Первые на Луне», и Надежда Михалкова.

Питчинг в этом году растянулся на два дня. Впервые участники борются не только за внимание потенциальных спонсоров, но и за реальный денежный приз — 300 тысяч рублей за первое место, 150 тысяч — за второе. Впрочем, состоявшиеся продюсеры идут на питчинг не столько за финансированием, сколько за возможностью получить экспертную оценку, узнать о реакции профессионального сообщества на свой проект. Здесь тоже представление. Не проекта, а уже готового фильма. Не продюсерам, а владельцам кинотеатров.

Поезд московского метрополитена будто вырвался из-под земли на берегу Черного моря. Словно подземку прокопали от столицы до Сочи – ведь чуть раньше этот же вагон едва не затопили воды Москвы-реки. Декорации намекают на сюжет фильма-катастрофы «Метро», презентацией которого открылся в рамках «Кинотавра» Российский международный кинорынок. Когда загорелся клуб «ПлотForma», что здесь же, на пляже, народ решил: это часть вечеринки, посвященной блокбастеру за 9 миллионов долларов с Сергеем Пускепалисом в главной роли. Фильм покажут в конце года – «во всех уцелевших кинотеатрах», как говорится на афише. Выручить рассчитывают не менее 70 миллионов долларов.

«Фильм-катастрофа — это не только катастрофа производственная, стихия какая-то. То есть, здесь и стихия, и человеческий фактор, и все сплетается. Но все равно это фильм про человека. Когда меня спрашивают — про что фильм, я говорю — про человека, попавшего в беду. И он пытается оттуда выкарабкаться и остаться человеком», — объясняет актер и режиссер Сергей Пускепалис.

В основе любого фильма – собственный эмоциональный опыт, учит начинающих режиссеров Александр Котт во время мастер-класса.

«Есть фильмы, скажем, анекдоты короткие, это не личное высказывание, это некий гэг, анекдот и так далее. И мне это не интересно, предположим», — говорит режиссер Александр Котт.

Автор «Брестской крепости» — в жюри основного конкурса, где в этом году одни режиссеры, что не мешает киноведам давать собственные оценки и даже награды. Один из призов — от профессионального издания «The Hollywood Reporter», авторитетного журнала о киноиндустрии. Впрочем, «Кинотавр» — не только для экспертов. Каждый вечер на площади перед Зимним театром – бесплатное кино для всех желающих.

«Иван Царевич и серый волк» — рекордсмен российской анимации, собрал 27 миллионов долларов в прокате и несколько тысяч сочинцев под открытым небом, зрители разве что на пальмах не сидели.