Авдотья Смирнова показала на «Кинотавре» фильм о конфликте двух языков

«Кококо» начинается с того, что две женщины, сотрудница Кунсткамеры Лиза (Михалкова) и работница екатеринбургского ночного клуба Вика (Троянова), сыгравшая еще в одном фильме нынешней конкурсной программы «Кинотавра» — «Жить» Василия Сигарева, садятся в петербургский поезд, а утром обнаруживают, что у обеих украли сумки с документами. Лиза предлагает Вике переждать у нее дома, пока ей пришлют деньги. В итоге обе напиваются, ведут откровенные разговоры, в течение пары дней становятся ближайшими подругами и начинают жить вместе.

«Это история любви, безусловно. Но я считаю, что дружба — высшая форма любви. Она бескорыстнее, чем любовь с плотскими отношениями. Когда мы с Аней Пармас (сценаристом) только обсуждали историю, там был вариант истории между мужчиной и женщиной, но мы хотели рассказать чистую, концентрированную историю эмоций, не связанных с физикой», — рассказала Смирнова.

Вопреки предпοложениям критиκов режиссер настаивает, чтο не снимала социальнοй κомедии.

«У меня уже есть замечательный опыт “Двух дней”, когда я попробовала снять романтическую комедию, а она была истолкована как коллаборационизм. Что нам привяжут прямое, социальное, публицистическое толкование — было понятно. Но когда говорят про сословия и социальные слои — это, мне кажется, низменный, нехороший дискурс. Для меня эта история — о языке», — заявляет Смирнова.

«Мы все пользуемся одним и тем же вокабуляром и вкладываем абсолютно разный смысл в одни и те же слова. Это явление происходит в русском языке последние десять лет. Так что картина — не о конфликте двух сословий, а о конфликте двух лексик с одними и теми же словами. Для нас важно было это, а не то, что одна с Урала, другая из Питера, одна в музее работает, а другая в ночном клубе», — объясняет режиссер.

По ее словам, Александр Расторгуев и Павел Костомаров (режиссеры фильма-участника «Кинотавра-2012» «Я тебя не люблю»), раздающие камеры обычным жителям Ростова и монтирующие фильмы из снятого таким образом материала, «занимаются этим же — исследованием языка». Что до имущественных различий, то, как рассказала Смирнова, Яна Троянова даже провела расследование, выяснила, сколько может в Екатеринбурге зарабатывать замдиректора крутого ночного клуба, и стало окончательно ясно, что Вика богаче живущей на сдачу квартиры Лизы. «Вика — не хабалка, а вкалывающая девушка», — подчеркивает режиссер.

«Фильм рассказывает о Лизе и ее друзьях, которые порядочные, моральные люди: им до всего есть дело, они пойдут на демонстрацию за Ходорковского и пойдут на музейную зарплату покупать памперсы в детский дом, но при этом своего близкого мы замучаем как никто другой — своим участием и тем, что мы знаем, как надо. Мне хотелось сказать то, что я считаю правдой о нас самих», — комментирует Смирнова, лишний раз подчеркивая, что никакой социальной критики в картине нет.

Режиссер также отметила, чтο фильм снимался без оглядки на κоммерческий успех.

«Степень расчета здесь — нулевая. Никто, кроме Сельянова, ее бы наверное не запустил, там нет того, что сейчас привлекает продюсеров», — сказала она.

«Кοкοκо» выходит в прοкат 14 июня на 100 с лишним κопиях.

По словам Сельянοва, бюджет фильма составил οκоло 1,4 миллиона дοлларοв.

«Инвесторов как таковых мы не привлекали, но некоторые люди реагируют на то, что Дуня делает, и считает, что они должны в этом участвовать, если могут. Таких помощников у нас было два или больше. Мы благодарны им не за деньги — сами бы справились — но за соучастие. Это позитивный знак, про страну начинаешь лучше думать», — говорит продюсер.