Для тех, кто не знает – кодовый номер агента «007» означает право на убийство при выполнении специальных заданий. Последнее было редкостью для Бонда, потому что он в совершенстве владел разными техниками японских боевых искусств и обладал высоким уровнем интеллекта. В отличие от своего соотечественника – частного детектива Шерлока Холмса – Джеймс Бонд не избегал общества прекрасных женщин, позволяя им влюбляться в себя даже по ту сторону экрана. «Бонд принадлежит к тому сорту мужчин, – писал Флеминг, – о котором втайне мечтает каждая женщина. Он ведет жизнь, которую хотел бы вести каждый мужчина… А разве любой из нас не предпочел бы наслаждаться изысканной кухней, останавливаться в первоклассных отелях и водить дорогие автомобили?..». Понятно, что в ситуации, когда тобой очарованы миллионы красивых дам, мужья которых способны лишь в мечтах быть «как Бонд», стареть не рекомендуется. Вот поэтому на протяжении 50 лет образ Джеймса Бонда воплощали шесть разных актеров, о которых мы расскажем далее после небольшого экскурса в историю возникновения «кинобондианы».
Впервые Бонд появился отнюдь не в кино, как многие могут подумать, а в американском телесериале «Кульминация» (1954) – его роль исполнил американский актер Барри Нельсон. Флеминг хотел видеть своего героя на киноэкранах и сам предложил известному британскому продюсеру Александру Корде экранизировать некоторые книги о Бонде, но тот не принял предложения писателя. В 1959 году романом Флеминга заинтересовался ирландский продюсер Кевин МакКлори, в качестве режиссера планировалось пригласить Альфреда Хичкока, а на роль Бонда – Ричарда Бартона. В итоге всех подвел продюсер, который не смог найти достаточного финансирования. 1960 год стал для персонажа Бонда вторым Днем рождения, поскольку продюсер Альберт Брокколи выкупил у Флеминга права на экранизацию почти всех романов о британском разведчике. При этом голливудские студии побоялись финансировать «слишком британский» и «слишком откровенный и сексуальный», по их мнению, проект. Только в 1961 году американская студия United Artists запускает производство проект о Джеймсе Бонде. «Доктор Но» в 1962 году выпустила кинокомпания EON Productions (режиссер – Теренс Янг). Это был первый фильм «бондианы», не ставший коммерчески успешным.
Малоизвестный шотландский актер Шон Коннери стал первым исполнителем роли Джеймса Бонда и оставался им в период 1962-1967, а также в 1971 году. Как известно, Коннери отличается «неинтеллигентным лицом», а социологические опросы того времени показали, что большая часть зрителей хочет видеть в этом образе Ричарда Бартона или Гари Купера. Еще актер боялся пауков, что было весьма некстати, ведь основная часть съемок «Доктора Но» проходила на Ямайке. Но продюсеру все нравилось: он не хотел «чрезмерной интеллигентности», а вариант «среднеатлантического парня» в лице и теле Шона Коннери в итоге устроил американского зрителя. С фобией актера тоже разобрались – в опасной сцене, где тарантул ползет по плечу бесстрашного Бонда, актера дублировал Боб Симмонс. После выхода фильмов «Из России с любовью» (Т.Янг, 1963), «Голдфингер» (Г.Хэмилтон,1964) и «Шаровая молния» (Т.Янг, 1965) компания United Artists ликовала: фильмы оказались рекордсменами кассовых сборов. «Живешь только дважды» (Л.Гилберт,1967) – пятый фильм «бондианы», где Коннери сыграл Бонда, после чего отказался участвовать в продолжении. За время своего пребывания в образе Джеймса Бонда актер Шон Коннени стал крайне богатым и знаменитым человеком. Он до сих пор считается классическим и самым лучшим образцом агента 007.
Австралийскому актеру Джону Лезенби роль Джеймса Бонда в фильме «На секретной службе Ее Величества» (П.Хант, 1969) досталась по случайному стечению обстоятельств. Единственное, в чем бывший торговец автомобилями и культурист был силен – трюки. Он выполнял их без дублеров, но это не компенсировало отсутствие харизмы, качественной профессиональной подготовки и таланта. Известно, что на съемках актер много капризничал и ругался с режиссером. На полученный гонорар он приобрел хороший автомобиль, а «бондиану» горячо невзлюбил и не смотрел продолжение.
Продюсеры уговорили Шона Коннери вернуться на съемочную площадку, и в 1971 году он снялся в фильме Гая Хэмилтона «Бриллианты навсегда». Эта была его последняя роль в «бондиане». Существуют разные мнения, почему актер не снимался больше в образе Бонда. Факты говорят, что, по мнению зрителей всего мира, Шон Коннери – самый блистательный агент 007. Невозмутимость, некоторая отстраненность, ироничность и мужественность сильно отличала его персону в качестве суперагента и была ближе всего к литературному первоисточнику. В 1983 году публика вновь увидела любимого, но изрядно постаревшего актера в роли Джеймса Бонда. Это был фильм «Никогда не говори никогда» Ирвина Кершнера – ремейк «Шаровой молнии». А в 2005 году Коннери озвучил агента 007 и стал «лицом» главного персонажа видеоигры «James Bond 007: From Russia With Love», сделанной по мотивам одноименного фильма.
С 1973 по 1985 годы было снято 7 новых серий «бондианы», где суперагента исполнил актер Роджер Мур: «Живи и дай умереть другим» и «Человек с золотым пистолетом» Гая Хэмилтона, «Шпион, который меня любил» и «Мунрейкер» Льюиса Джилберта, «Только ради твоих глаз», «Осьминожка» и «Вид на убийство» Джона Глена. На момент съемок первого фильма актеру было 46 лет, последнего – 57. Созданный им Джеймс Бонд, несмотря на преклонный возраст, не приумножил, но и не посрамил образ супергероя. Вот что он сам философски отметил по этому поводу: «Плохо, что это несколько сузило спектр предлагаемых ролей. Я, может, и хотел бы, чтобы люди запомнили меня в образе Гамлета или короля Лира. Но то, что они запомнят меня в роли Джеймса Бонда, – тоже замечательно».
Тимоти Далтοн испοлнил рοль Бонда в картинах «Искры из глаз» (1987) и «Лицензия на убийство» (1989) Джона Глена. Созданный им образ мнοгие сравнивают с тем, каким егο придумал Флеминг: «Тот Бонд пил и убивал, нο тοльκо ради тοгο, чтοбы выжечь яд в свοем организме, яд жестοκости мира и егο немыслимых перегрузοк». Но всемирную известнοсть и признание актеру принесла егο рοль в сериале «Джейн Эйр» (1983, BBC). В качестве агента 007 он вызывал негативные реакции у большинства пοклонниκов, обвинявших Далтοна во всех смертных актерских грехах, начиная от «пοшлости» и заканчивая грοмогласным «не верю!».
Ирландский актер Пирс Броснан пробыл агентом 007 с 1995 по 2002 годы. Тогда на экраны вышли фильмы Мартина Кэмпбелла и Роджера Споттисвуда «Золотой глаз» и «Завтра не умрет никогда». А также «И целого мира мало» Майкла Эптеда, «Умри, но не сейчас» Ли Тамахори. По словам очевидцев, актер выглядел очень счастливым, когда его утвердили на роль Бонда. Правы те, кто называет Броснана самым современным агентом 007. Он полноправно заслужил называться «Лучшим Бондом после Коннери». Его незабываемую интонацию и выражение лица, когда он произносит знаменитое: «Сухой мартини с водкой смешать, но не взбалтывать» – помнят все. Актер должен был сыграть Бонда гораздо раньше, но был занят в телесериале и роль досталась Тимоти Далтону. Картины с его участием в качестве Бонда были самыми кассовыми в мировом прокате.
В 2006 году на пост вечно живого агента 007 заступил английский актер Дэниел Крейг, получивший мировую известность и признание благодаря ролям в фильмах «Казино “Рояль” (М.Кэмпбелл, 2006) и “Квант милосердия” (М.Форстер, 2008). Многочисленные ценители “бондианы” справедливо называют Крейга самым “несоответствующим образу Бонда” героем, ссылаясь в основном на внешние данные актера. Особенно акцентируя на цвете его волос – “первый Джеймс Бонд – блондин”. Про его малоулыбчивого и ненавидящего оружие Бонда говорят, что он “никогда не бывает счастлив”. Вот что сам Крейг отвечает по этому поводу: “Мой Бонд счастлив по-своему. Счастье и смех – это разные вещи. Мне кажется, он получает удовольствие. И я нахожу это более естественным”. Осенью 2012 года на широкие экраны выйдет продолжение “кинобондианы” с Крейгом в главной роли (“007 Координаты Скайфолл”, С.Мендес).
“Кинοбондиана” 50 лет пοдряд собирает у экранοв пοклонниц и пοклонниκов самогο разнοгο возраста. Автοры каждοгο фильма на прοтяжении этοгο пοлувека стараются быть в тренде, акцентируя в свοем герοе те или иные стοрοны. Но этο уже тема для отдельнοгο разгοвора.