Состоялся показ короткометражных фильмов молодых режиссеров

Но стоит посмотреть. Наша землячка Елена Галянина приехала в Самару на несколько дней и привезла семь короткометражных фильмов молодых российских кинорежиссеров-участников различных отечественных и зарубежных кинофестивалей, в том числе «Кинотавра» и ММКФ-2012. Несмотря на запреты, некоторые из показанных на вечере картин все-таки плавают в Сети, да и «Одна минута» Елены тоже была выложена в Ютуб. «Постарались пираты, но мы его уже удалили», — оправдывалась на встрече со зрителями Елена. Но с другой стороны, это ли не слава? «Одна минута» — фильм о российском бизнесмене, застрявшем в лифте. Всего минута его жизни, в замкнутом, маленьком пространстве, с баллончиком–ингалятором в руках и с воспоминаниями о детстве. Из-за необъяснимого наукой сдвига в пространственно-временном континууме или в чем-то еще он же, девятилетний октябренок Саша Покровский, также застрял в лифте. И они услышали друг друга через лифтовый микрофон. Через расстояние в 35 лет.

Вместе с Еленой в Самару приехала Соня Кендель — выпускница мастерской знаменитого аниматора Ивана Максимова. Фильм Сони «Пишто уезжает», признанный лучшим студенческим фильмом на Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале, — это трогательная история жителя российской глубинки — кота и одновременно человека, возжелавшего вырваться из череды похожих друг на друга дней, из дома, в котором играет одна и та же пластинка, из родной деревни, где все узнаваемо, предсказуемо, а на улицах грязно и грустно. Созданный в очень лаконичной цветовой гамме, коричневый, белый и серый мультфильм, скорее, предназначен для взрослых. В советское время мультики, выполненные в похожей манере, показывались ближе к 22.00. В клубе «Здесь» анимационным фильмом завершался показ. Вероятно, чтобы смягчить впечатление от предыдущих жестких, арт-хаусных картин.

В ожидании автοбуса

Вообще Елена, которая и выстраивала очередность фильмов, позаботилась о нервной системе собравшихся, и за тяжелой, порой и шокирующей картиной старалась поставить полегче, чтобы зритель смог хотя бы выдохнуть. Так после фильма Ивана Твердовского «Словно жду автобуса», якобы документального, в котором изобилие ненормативной лексики сначала безумно раздражает, смущает, режет слух, а потом оказывается, что матерные слова — это только «цветочки». Фильм, в котором компания молодых людей колесит по дорогам маленького городка на старом «жигуленке» в поисках приключений и встречает на остановке девушку. Которая ждет автобус. После недолгих уговоров она садится в машину, ведь неизвестно, сколько еще прождешь, до ее деревни ехать далеко, а на улице зима, глубокий вечер. И уже с ужасом начинаешь догадываться, что же может произойти. Слишком понятны намерения парней, мы то слышали их разговор, слишком молода, мила и наивна девушка. Владе 16 лет. И ужасное происходит, но с согласия. Обыденно, просто. Просто автобус ходит так редко. Можно прождать два-три часа, а на улице зима и холодно. А если водитель запьет, то автобус вообще может не прийти. А ей так хочется уехать — из этого города, из своей деревни, но вопрос — куда? И вместо титров — цифра с количеством малых городов, муниципалитетов, сел нашей необъятной родины. Следом за Твердовским была показана мелодраматическая, в чем-то сказочная история «Хокку», с сакурой, стихами и влюбленностью.

Конечная останοвка

Самым продолжительным из короткого метра стал дипломный фильм Антона Бильжо «Сказание о нас с Евгенией» – победитель XIX Открытого фестиваля студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». Тридцатиминутную картину хочется назвать притчей, древней легендой современности. Черно-белое, без единого слова, слышны только нестройные звуки гармошки, абсолютно арт-хаусное, при этом ясно прочитываемое кино. Женщина-охотница подстреливает себе мужика. Безо всяких аллегорий, из ружья, заметив в небе пролетающую стаю. Она тащит его к себе в дом, сначала лечит, потом прикармливает хлебушком, и вот он уже готов. Пространство, в котором происходит действие, — это двор, с одной стороны окруженный панельными девятиэтажками, с другой стороны лесом, посередине вагончик Евгении, словно избушка бабы-яги, и небо. Мир «Сказания», несмотря на современные атрибуты: дома, машины, электричество, смахивает на древний, первобытный, и хозяйственные, домовитые женщины вызывают страх у подстреленных мужиков. У каждого из них что-то забинтовано — нога, рука, глаз. И собираются они вечерами на тайной квартире, и смотрят, смотрят телевизор, кажется, кадры из фильма «Птицы». Что-то в этом есть пелевинское, из ранних рассказов, когда сочетаются фантастичность, абсурдность происходящего и абсолютно четкая, ясная мысль, которую никакими реалистичными способами так верно не выразишь.

Вообще подборка фильмов получилась разнообразной по жанрам, по тематике, по качеству, хотелось бы упомянуть еще об одном фильме — «Конечная остановка» Арсения Гончукова, получившем первый приз в номинации Political Theme на фестивале West Virginia Mountaineer Short Film Festival (США). К удивлению своему замечаю, что практически во всех картинах присутствует так или иначе тема транспорта, все куда-то передвигаются, либо хотят этого. И в фильме Гарчукова основное действие происходит в троллейбусе, в котором поздним зимним вечером оказались двое: скинхед и интеллигентного вида кавказец. Два героя за время поездки не произносят ни слова. Все основано на взглядах, на выражении лиц. Говорят же, общаются между собой входящие и выходящие из автобуса люди. Эти двое сойдут только на конечной остановке…