Трудно поверить, но это их первая совместная репетиция. Через полтора часа «Солисты Москвы» и китайская солистка Чэнь Са будут вместе выступать перед огромным залом. Между тем музыканты едва знакомы. Маэстро общается с пианисткой выразительными жестами и короткими английскими фразами. Она понимает всё с полуслова, мгновенно находя нужные интонации. Как потом признается Юрий Башмет, музыкальность китайцев его буквально поразила. Благодаря дружбе с композитором Тань Дунем, он просто влюбился в китайскую музыку и теперь мечтает освоить местный инструмент «пипа» — четырёхструнную лютню, которую он услышал накануне в Шанхае.
«Пипа — это инструмент, требующий технологии и вообще умения читать текст. Там столько дополнительных знаков в нотах: как исполнять эту ноту, как другую, какая там вибрация. Главное, что этот инструмент мгновенно меня настраивает на уважение к одной из древнейших наций на Земле — китайской», — говорит народный артист России Юрий Башмет.
Китайская пианистка Чэнь Са училась в Англии и Германии, нο музыку Баха испοлняет пο-свοему. В XVIII веκе вообще не было фортепианο, гοворит она. И хотя сам κомпοзитοр предпοчитал клавиκорд, этο не мешает нам наслаждаться егο шедеврами в современнοм прοчтении.
«Эта музыка переносит нас в эпоху барокко, но кто знает, как она звучала в те времена? Об этом много лет спорят музыковеды. А каждый исполнитель привносит в оригинальный текст что-то новое, обогащает его», — объясняет Чэнь Са.
Европейское барокко в представлении китайцев — это расшитые золотом камзолы, напудренные парики, фижмы и корсеты. Живые картины из XVIII века вообще-то приурочены к проходящему здесь же, в национальном театре, оперному фестивалю. Но пришедшим на концерт Башмета антураж пришёлся по вкусу. Ведь в программе Россини, Паганини и Бах.
Неизменные овации сопровождают «Солистов Москвы» уже двадцать лет. За эти годы коллектив «налетал» два миллиона километров и побывал в пятидесяти странах. В Шанхае и Пекине, в Сингапуре и Токио оркестр играет разное и по-разному. Но в этом зале к музыкантам из России особое отношение. В год пекинской Олимпиады, когда оркестр Башмета получил «Грэмми» в Лос-Анджелесе, недавно построенный театр открывал Валерий Гергиев.
После оглушительного успеха в Шанхае оркестр Юрия Башмета покорил главную сцену Поднебесной. В столице Китая его приняли с большим энтузиазмом. Всем хотелось услышать уникальный коллектив, в котором, как следует из названия, каждый музыкант — солист.