«Космополис» — экранизация апокалиптического романа Дона Делилло, где речь идет о 28-летнем миллиардере по имени Эрик Паркер (его играет звезда «Сумерек» Роберт Паттинсон), с утра внезапно решающем отправиться к парикмахеру на другой конец Нью-Йорка. По дороге, растянувшейся на весь день, он рассуждает о том, где ночуют лимузины и почему юань не оправдывает прогнозов, расстается с женой (Сара Гэдон), занимается сексом с несколькими посторонними женщинами, в том числе с арт-дилером в исполнении Жюльетт Бинош, оказывается посреди демонстрации антиглобалистов, предлагающих заменить все мировые валюты крысами, получает тортом в лицо от художника-акциониста в исполнении Матье Амальрика. В итоге он теряет состояние и ждет, что его убьют.
«В начале нового тысячелетия на улицах Нью-Йорка внезапно появилось множество длинных белых лимузинов. Манхэттен — единственное место на Земле, где они еще могут передвигаться по улицам. Меня завораживало то, как они с трудом преодолевали повороты, тормозя все движение вокруг, и в конце концов я решил написать роман про человека в лимузине. Так все началось», — рассказал журналистам в пятницу Дон Делилло.
Он дοбавил, чтο ниκак не участвовал в превращении свοей книги в сценарий.
«Я прочел роман, спустя два дня понял, что хочу снимать по нему фильм, и написал сценарий за каких-то шесть дней. Времени понадобилось так мало, потому что у Делилло абсолютно блестящие диалоги, которые совсем не надо было менять», — рассказал Кроненберг.
«Мне не хотелось менять ни единого звука в моих репликах, как будто это был не сценарий, а песня», — согласился Роберт Паттинсон.
Большая часть действия прοисходит внутри лимузина.
«Это полностью изолированное от внешнего мира, полностью контролируемое пространство, куда Эрик Паркер заставляет заходить всех, кто имеет с ним дело. Он объясняет, что лимузин “прустирован”, то есть обит пробкой, как комната Пруста, и не пропускает никаких звуков. Мои звукотехники очень нервничали по этому поводу», — говорит Кроненберг.
Режиссер напοмнил, чтο рοман был написан в самом начале тысячелетия, в 2003 гοду.
«Я очень странно себя чувствовал, когда после целого дня съемок фильма, где толпы протестуют против капиталистов на улицах Нью-Йорка, я возвращался домой, включал телевизор и смотрел новости про движение Occupy Wall Street. Было такое ощущение, что мой художественный проект внезапно превращается в документальный. Но это абсолютная случайность», — отмечает Кроненберг.
В одной из сцен «Космополиса» на гигантском рекламном экране мерцает фраза «Призрак бродит по миру — призрак капитализма».
«Отсылка к Марксу очень важна. В “Манифесте коммунистической партии” у Маркса речь идет о модернизме — об эпохе, когда капитализм достиг такой степени развития, что скорость, с которой общество двигалось вперед, сделалась невыносимой для большинства людей, и наступило царство непостоянного и непредсказуемого. Он писал это в 1848 году! И именно это мы видим в фильме. Я часто задумывался, что бы Маркс сказал о моей картине, многие вещи в ней он предугадал», — пишет Кроненберг в режиссерском комментарии к картине.